Найти тему
Модная лавка 19 века

«…И с белым дорогим кружевом на голове»… Загадочный головной убор Анны Карениной

Тема, конечно, затасканная. Но нашлись портреты и картинки, которые помогут разобраться с этим сложным вопросом: как всё-таки выглядела причёска Анны Карениной в театре?

"Анна уже была одета в светлое шелковое с бархатом платье, которое она сшила в Париже, с открытою грудью, и с белым дорогим кружевом на голове, обрамлявшим ее лицо и особенно выгодно выставлявшим ее яркую красоту".

На портрете ниже лицо дамы как раз обрамляет кружево. В прямом смысле слова.

Иван Кузьмич Макаров. Портрет Е. А. Трегубовой, 1869 год.
Иван Кузьмич Макаров. Портрет Е. А. Трегубовой, 1869 год.

Интересно, что это портрет русской дамы. И было бы забавно узнать, что как раз её Толстой и встречал вот с такой причёской:)

Только портрет написан в 1869 году, а действие романа происходит в начале 1870-х. Но причёски не сильно изменились, только стали выше и локоны сделались пышней.

И идея романа возникла у Толстого в конце 1860-х.

Иван Кузьмич Макаров. Портрет Е. А. Трегубовой, 1869 год. Фрагмент.
Иван Кузьмич Макаров. Портрет Е. А. Трегубовой, 1869 год. Фрагмент.

Но посмотрим на портреты и модные картинки начала 1870-х.

А надо сказать, это было время роскошных фантастических платьев с пышными турнюрами и не менее фантастических шляпок и причёсок.

Я об этих причёсках уже писала. Они были высокими и замысловато украшенными. Ленты, перья, цветы, жемчужные нити, кружева…

И прелестное сочетание всего этого.

Модные прически, 1872 год.
Модные прически, 1872 год.

В моде были также бархатные (кружевные, атласные) повязки и наколки. Часто их называли куафюрами.

На модной картинке ниже, наверное, дамы в куафюрах.

Про кружевной убор дамы в жёлтом, наверное, можно сказать – «наколка из чёрного кружева с жёлтой розой в центре».

А вот у второй дамы столь сложное украшение причёски, что и описать трудно. Три розы, а под ними, возможно, кружево, да ещё и ленты, длинные концы которых свисают вниз. Проще сказать – куафюра.

Вечерние наряды, 1872 год.
Вечерние наряды, 1872 год.

У дамы на портрете куафюра похожа на кружевную шапочку, с которой свисает кружево.

Может быть, причёска Анны Карениной в театре была именно такой?

Попробуй опиши этот головной убор детально. Выйдет не поэтично, а, пожалуй, смешно.

Jules Louis Machard. Mrs Gilbert Farquhuar Davidson, 1873 год.
Jules Louis Machard. Mrs Gilbert Farquhuar Davidson, 1873 год.

На картинке ниже – ещё одна кружевная куафюра, Платье с декольте, причёска вечерняя. Для бала вряд ли подходит, для театра – вполне.

Только не говорите мне, что Анна Каренина не могла налепить на кружева несколько роз. Я уже писала, что «элегантная простота» и мода той поры – вещи несовместимые.

Почему в эпоху Анны Карениной не было «элегантной простоты»?

Модные вечерние причёски, первая половина 1870-х.
Модные вечерние причёски, первая половина 1870-х.

Да, Толстой упоминает о простом батистовом платье Анны. Но, во-первых, неясно, что он под этим подразумевал. Во-вторых, речь идёт о летнем дневном платье, а не вечернем.

На фотографии ниже – прическа, похожая на причёску на модной картинке.

Портрет Гизелы Луизы Марии эрцгерцогини Австрийской, принцессы Баварской., 1870-е.
Портрет Гизелы Луизы Марии эрцгерцогини Австрийской, принцессы Баварской., 1870-е.

Какой общий вывод?

Возможны три варианта кружевного украшения причёски Анны в театре. 1. Куафюра «шапочка», как на портрете дамы в темно-синем платье. 2. Кружевная повязка с розами (или атласная повязка с кружевом и цветами). 3. Кружевная наколка с цветами (бантами, лентами, перьями).

Например, если взять наколку, как на картинке ниже... И вместо белых перьев использовать кружева… По мне, будет даже лучше, чем с перьями.

А вот наколка или повязка, сделанная из одного кружева, смотрелась бы откровенно убого. Но таких и не было в то время.

Роковая ошибка Анны и Вронского после возвращения из Италии. В каком платье Анна могла поехать в театр?

Парадные причёски, 1869 год.
Парадные причёски, 1869 год.

На картинке ниже тоже есть куафюра «шапочка» из белого кружева, лазурных бантов и цветка.

Модные парадные причёски, 1870 год.
Модные парадные причёски, 1870 год.

Прически времён Анны Карениной. Странные повязки и полумесяцы.

#искусство#женщины#мода#стиль#красота