Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

А судьи кто: как Международный уголовный суд стал пустышкой?

Оглавление

На днях в администрации президента ЮАР заявили, что Владимир Путин не приедет на саммит БРИКС, который пройдёт в августе. Российскую Федерацию представит глава МИД Сергей Лавров. Разумеется, недоброжелатели и западные СМИ тут же разразились криками о том, что российский лидер «испугался» и опасается за свою безопасность. Но, если взглянуть на ситуацию здраво, становится ясно, что дело здесь в юридических вопросах, которые поставили в неловкое положение вовсе не Путина, а власти ЮАР.

Южно-Африканская Республика имеет членство в Международном уголовном суде (МУС), который, как известно, включил Владимира Путина в список разыскиваемых лиц, подлежащих аресту. ЮАР оказалась перед выбором: действовать разумно, но вопреки постановлению МУС, или же пойти на конфликт с Россией. Проблема была решена во время переговоров с Россией и, надо сказать, благодаря деликатности руководства нашей страны африканцы избежали серьёзных проблем. Но если этот вопрос решён, возникает другой: с какой поры МУС стал лишь удобным инструментом в руках Запада? И почему о честном суде речи уже не может быть?

Создание МУС

Официально деятельность Международного уголовного суда началась в июле 2002 года. Правда, о его формировании начали говорить четырьмя годами ранее. История МУС начинается с создания международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. В их компетенцию входило расследование преступлений, совершённых во время кровопролитных гражданских войн. Уже это зародило идею о создании организации, которая занималась бы изучением дел о военных преступлениях, совершённых в различных уголках земного шара. Так сказать, миссия благая – вот только воплощение идеи не порадовало.

Оноре Домье «Два юриста пожимают руки»
Оноре Домье «Два юриста пожимают руки»

В 1998 году ООН созвала Дипломатическую конференцию, в ходе которой 120 государств высказались в поддержку создания Международного уголовного суда. Сегодня он считается органом юстиции, расследующим преступления «мирового масштаба» и дела о геноциде и преступлениях против человечности. После ратификации Римского статута МУС граждане государства становятся подсудными. Если же страна не ратифицирует документ, значит, не признаёт деятельности МУС.

Никакого единства

Проблемы с учреждённой структурой появились уже в день подписания статута. Несмотря на то, что большинство стран-участниц конференции поставили свои подписи, от ратификации отказались наиболее влиятельные и крупные государства мира, а именно – США, Россия, Китай, Индия. Примечательно, что Штаты и Россия подписали статут, то есть одобрили идею создания самого суда, а вот на стадии ратификации произошла «заминка».

Президент США Билл Клинтон, подписывая статут, сразу заявил, что Штаты не будут ратифицировать его, пока не увидят воочию эффективность деятельности суда. А через некоторое время уже администрация Джорджа Буша отказалась от участия в Римском статуте, ссылаясь на защиту своих военнослужащих. Здесь, как говорится, действовали по принципу «и у самих рыльце в пушку». При этом США пошли дальше, заключив договорённости с рядом стран, чтобы те не выдавали американских граждан, которых МУС обвинил в преступлениях.

«США используют все средства для защиты от незаконного суда», – именно так заявил в 2018 году советник президента США по госбезопасности Джон Болтон. Примечательно, что сегодня американские власти ничего не говорят о «незаконности» суда, заявившего о необходимости ареста Владимира Путина.

Международный суд в Гааге
Международный суд в Гааге

Бессмысленные требования

А что же Россия? Наша страна также не ратифицировала Римский статут – вероятно, уже тогда было понятно, что при необходимости Запад успешно повесит всех «собак» на Россию, использовав МУС как удобный инструмент воздействия. Когда же прокурор Фату Бенсуда в своём отчёте приравняла присоединение Крыма к военному преступлению и агрессии против Украины, Россия вовсе вышла из состава сомнительной организации. Уже тогда стало совершенно понятно, что официальная деятельность МУС – это лишь прикрытие для борьбы с инакомыслием и противниками Запада.

Далеко не всегда постановления Международного уголовного суда беспрекословно исполнялись. Так, к примеру, та же ЮАР уже не раз игнорировала его требования. В 2015 году страну посетил суданский лидер Омар аль-Башир, на арест которого суд в Гааге выдал ордер. Через год он прибыл в Уганду на инаугурацию президента. Как вы понимаете, ни в ЮАР, ни в Уганде никто не препятствовал визиту «преступного» гостя.

Непростое положение, в котором оказалась Южно-Африканская Республика накануне саммита БРИКС – это ещё одна грамотно устроенная провокация. Понимая, насколько африканцам необходимо поддерживать хорошие взаимоотношения с Россией, Запад решил столкнуть два государства. Вот только тот самый МУС вновь оказался пустышкой, а не оружием в руках европейских интриганов.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))