Для хорошего увлекательного сюжета, от которого буквально невозможно оторваться, важны три вещи: конфликт, цель героя, связанная с этим конфликтом, и альтернативный фактор. О первых двух вещах мы говорили и неоднократно. А вот об альтернативном факторе и его роли в произведении ещё нет.
Что такое альтернативный фактор
Ключевую роль в произведении играет цель главного героя. Он к ней стремится, преодолевая препятствия, терпя невзгоды, иногда теряя друзей, а то и сам страдая. Понятно, что цель эта должна быть значима, чем она важнее, тем больше читатель переживает за героя и увлекается сюжетом. Часто эта цель может быть порождена конфликтом (например, необходимость его разрешить), или, наоборот, стремление к цели провоцирует конфликт с антагонистом или внутренний конфликт. Тут всё ясно.
А что будет, если герой не достигнет цели? Как изменится его жизнь и изменится ли вообще? Вот наличие этого изменения и есть альтернативный фактор. Чтобы понять, насколько он значим в восприятии текста читателем, достаточно задать вопрос: что угрожает герою в случае неудачи? Потеря работы, любимого, жизни, самоуважения? Чем более трагична альтернатива, тем больше читатель переживает за героя.
Поэтому в детективах, например, важна загадка, головоломка, которую читатель разгадывает вместе с героем, ведь мы редко переживаем за самого детектива, так как ему ничего не грозит, кроме потери самоуважения. Другое дело, если преступник не только опасен, но и сам охотится за детективом, тогда неудача в расследовании может стать трагичной для героя, и роман становится более остросюжетным.
Но это детектив, в нём главное — загадка. А вот в других жанрах отсутствие альтернативного фактора снижает увлекательность сюжета. То есть если в случае неудачи главного героя ни для него, ни для его близких ничего принципиально не изменится, то произведение теряет изрядную долю своей увлекательности.
Как придумать альтернативный фактор
В остросюжетных произведениях чаще всего альтернативный фактор связан с ключевым конфликтом. Поэтому специально придумывать этот фактор не надо, когда придуман конфликт. Так, если по какой-то причине антагонист хочет уничтожить героя, то, понятно, что герой должен избежать этой участи, которая и является альтернативным фактором. Но это слишком просто, хоть и часто встречается.
Другой вариант: герой должен выполнить какое-то задание, преодолев множество препятствий. Это форма так называемого квеста. Например, в сказке П. Ершова царь посылает Ивана за Жар-птицей, или Гэндальф отправляет Фродо уничтожить кольцо Всевластья. Вот здесь сложнее, потому что конечная цель никак не связана с личными интересами героя. В этом случае должен быть придуман тот самый альтернативный фактор, который не только делает выбор героя сложнее, но и создаёт угрозу для него или для мира, в котором он существует.
Виды альтернативных факторов
- Угроза чести и самоуважению. Не самый лучший вариант, с точки зрения увлекательности сюжета, но в ряде случаев неплохо срабатывает. Например, когда речь идёт о выполнении приказа военным, преодолении трусости или сохранении семьи. Но все же активизирует внимание читателей он довольно слабо и не потому, что не значим, а потому, что читателю часто сложно себя представить на месте героя и начать ему серьёзно сопереживать.
- Угроза жизни и здоровью близких, например, любимых или детей. Это очень сильный фактор, но не со всеми читателями срабатывает. И требует от автора продуманности, так как не всегда цель героя может быть связана с близкими людьми, угроза которой становится «притянутой за уши». Например, когда злодей ворует невесту героя просто, чтобы сделать ему пакость.
- Изменение жизни героя к худшему: потеря работы, несчастная любовь (в любовных романах) или расставание с любимым/любимой, потеря уважения друзей и т. д.
- Угроза жизни герою — часто встречающийся и самый простой альтернативный фактор, но не для всех жанров подходит.
- Угроза обществу или человечеству. Для произведений в жанре фантастики или для конспирологических романов этот альтернативный фактор весьма неплох.
То есть выбор у автора большой, главное — осознать необходимость этого альтернативного фактора.
Зачем он нужен
Альтернативный фактор в произведении выполняет целый ряд функций.
- Повышает осмысленность и логику сюжета. Действительно, если никакой трагичной альтернативы не существует, то возникает вопрос: а зачем нужна вся эта суета? Сидел бы герой спокойно дома и не рыпался. При всём моём уважении к профессору Толкину, неужели у вас никогда не возникал этот вопрос по отношению к Фродо?
- Повышает увлекательность произведения, так как заставляет читателя переживать за героя. Правда, это в том случае, если читатель видит и оценивает альтернативный фактор. А то случается, что знает о нём только автор, а для читателя это совсем неочевидно. Чем раньше до него дойдёт возможная неприятная альтернатива, тем быстрее он увлечется текстом — хочется узнать, как удастся вывернуться герою.
- Альтернативный фактор ставит перед героем очень важную проблему выбора, а автору даёт возможность помучить героя и читателей этой проблемой. И, правда, необходимость выбирать между спокойной жизнью и возможной личной катастрофой, изрядно повышает напряжённость в произведении. Это заставляет героя страдать, а мы знаем, что герой и должен страдать, а читателя — ему сопереживать.
- Даёт возможность автору придумать разные повороты сюжета, когда герой стремится как-то избежать альтернативы, не прилагая слишком серьёзных усилий для достижения цели. Ну, и дополнительных персонажей можно ввести, чтобы помочь герою избежать альтернативы.
Может ли быть произведения без альтернативного фактора? Может, но оно менее интересно для современных читателей.
Ещё несколько замечаний
Важно помнить, что характер альтернативного фактора зависит не только от жанра, но и от целевой аудитории. Даже в первую очередь от целевой аудитории. Потому что читатели эту альтернативу примеряют на себя. Так, предательство любимого, невозможность быть с ним вместе гораздо более серьёзный фактор для девушек, нежели для мужской аудитории. Трагедия в сфере отношений мужской аудиторией как самостоятельный альтернативный фактор не воспринимается, должно быть что-то ещё, делающее жизнь героя невыносимый.
Есть произведения, в которых герои в финале как раз и сталкиваются с этим альтернативным фактором, так как им его избежать не удаётся. Точнее, сюжет развивается так, что этой трагичной альтернативы просто не избежать, и читатели это осознают. Например, в драме «Гроза» Н. Островского читатель (зритель) понимает, что цель Катерины — жить счастливо с любимым человеком — недостижима, а значит, трагедия неизбежна. Ну, та или иная трагедия.
В романе Л. Толстого «Анна Каренина» для современников писателя это тоже было понятно. То есть героиня чего-то стремится добиться, но никакой альтернативы у неё, по сути, нет. Такие произведения потому и называют драматическими, но осознание отсутствия положительной альтернативы делает их особенно переживательными, а значит, привлекательными для определённой читательской аудитории.
Следовательно, альтернативный фактор стоит того, чтобы его обдумать и использовать в произведении.