Найти тему

Альтернативный фактор в литературе

Оглавление

Для хорошего увлекательного сюжета, от которого буквально невозможно оторваться, важны три вещи: конфликт, цель героя, связанная с этим конфликтом, и альтернативный фактор. О первых двух вещах мы говорили и неоднократно. А вот об альтернативном факторе и его роли в произведении ещё нет.

Что такое альтернативный фактор

Ключевую роль в произведении играет цель главного героя. Он к ней стремится, преодолевая препятствия, терпя невзгоды, иногда теряя друзей, а то и сам страдая. Понятно, что цель эта должна быть значима, чем она важнее, тем больше читатель переживает за героя и увлекается сюжетом. Часто эта цель может быть порождена конфликтом (например, необходимость его разрешить), или, наоборот, стремление к цели провоцирует конфликт с антагонистом или внутренний конфликт. Тут всё ясно.

А что будет, если герой не достигнет цели? Как изменится его жизнь и изменится ли вообще? Вот наличие этого изменения и есть альтернативный фактор. Чтобы понять, насколько он значим в восприятии текста читателем, достаточно задать вопрос: что угрожает герою в случае неудачи? Потеря работы, любимого, жизни, самоуважения? Чем более трагична альтернатива, тем больше читатель переживает за героя.

Поэтому в детективах, например, важна загадка, головоломка, которую читатель разгадывает вместе с героем, ведь мы редко переживаем за самого детектива, так как ему ничего не грозит, кроме потери самоуважения. Другое дело, если преступник не только опасен, но и сам охотится за детективом, тогда неудача в расследовании может стать трагичной для героя, и роман становится более остросюжетным.

Но это детектив, в нём главное — загадка. А вот в других жанрах отсутствие альтернативного фактора снижает увлекательность сюжета. То есть если в случае неудачи главного героя ни для него, ни для его близких ничего принципиально не изменится, то произведение теряет изрядную долю своей увлекательности.

-2

Как придумать альтернативный фактор

В остросюжетных произведениях чаще всего альтернативный фактор связан с ключевым конфликтом. Поэтому специально придумывать этот фактор не надо, когда придуман конфликт. Так, если по какой-то причине антагонист хочет уничтожить героя, то, понятно, что герой должен избежать этой участи, которая и является альтернативным фактором. Но это слишком просто, хоть и часто встречается.

Другой вариант: герой должен выполнить какое-то задание, преодолев множество препятствий. Это форма так называемого квеста. Например, в сказке П. Ершова царь посылает Ивана за Жар-птицей, или Гэндальф отправляет Фродо уничтожить кольцо Всевластья. Вот здесь сложнее, потому что конечная цель никак не связана с личными интересами героя. В этом случае должен быть придуман тот самый альтернативный фактор, который не только делает выбор героя сложнее, но и создаёт угрозу для него или для мира, в котором он существует.

-3

Виды альтернативных факторов

  • Угроза чести и самоуважению. Не самый лучший вариант, с точки зрения увлекательности сюжета, но в ряде случаев неплохо срабатывает. Например, когда речь идёт о выполнении приказа военным, преодолении трусости или сохранении семьи. Но все же активизирует внимание читателей он довольно слабо и не потому, что не значим, а потому, что читателю часто сложно себя представить на месте героя и начать ему серьёзно сопереживать.
  • Угроза жизни и здоровью близких, например, любимых или детей. Это очень сильный фактор, но не со всеми читателями срабатывает. И требует от автора продуманности, так как не всегда цель героя может быть связана с близкими людьми, угроза которой становится «притянутой за уши». Например, когда злодей ворует невесту героя просто, чтобы сделать ему пакость.
  • Изменение жизни героя к худшему: потеря работы, несчастная любовь (в любовных романах) или расставание с любимым/любимой, потеря уважения друзей и т. д.
  • Угроза жизни герою — часто встречающийся и самый простой альтернативный фактор, но не для всех жанров подходит.
  • Угроза обществу или человечеству. Для произведений в жанре фантастики или для конспирологических романов этот альтернативный фактор весьма неплох.

То есть выбор у автора большой, главное — осознать необходимость этого альтернативного фактора.

Художник Степан Гилев
Художник Степан Гилев

Зачем он нужен

Альтернативный фактор в произведении выполняет целый ряд функций.

  1. Повышает осмысленность и логику сюжета. Действительно, если никакой трагичной альтернативы не существует, то возникает вопрос: а зачем нужна вся эта суета? Сидел бы герой спокойно дома и не рыпался. При всём моём уважении к профессору Толкину, неужели у вас никогда не возникал этот вопрос по отношению к Фродо?
  2. Повышает увлекательность произведения, так как заставляет читателя переживать за героя. Правда, это в том случае, если читатель видит и оценивает альтернативный фактор. А то случается, что знает о нём только автор, а для читателя это совсем неочевидно. Чем раньше до него дойдёт возможная неприятная альтернатива, тем быстрее он увлечется текстом — хочется узнать, как удастся вывернуться герою.
  3. Альтернативный фактор ставит перед героем очень важную проблему выбора, а автору даёт возможность помучить героя и читателей этой проблемой. И, правда, необходимость выбирать между спокойной жизнью и возможной личной катастрофой, изрядно повышает напряжённость в произведении. Это заставляет героя страдать, а мы знаем, что герой и должен страдать, а читателя — ему сопереживать.
  4. Даёт возможность автору придумать разные повороты сюжета, когда герой стремится как-то избежать альтернативы, не прилагая слишком серьёзных усилий для достижения цели. Ну, и дополнительных персонажей можно ввести, чтобы помочь герою избежать альтернативы.

Может ли быть произведения без альтернативного фактора? Может, но оно менее интересно для современных читателей.

-5

Ещё несколько замечаний

Важно помнить, что характер альтернативного фактора зависит не только от жанра, но и от целевой аудитории. Даже в первую очередь от целевой аудитории. Потому что читатели эту альтернативу примеряют на себя. Так, предательство любимого, невозможность быть с ним вместе гораздо более серьёзный фактор для девушек, нежели для мужской аудитории. Трагедия в сфере отношений мужской аудиторией как самостоятельный альтернативный фактор не воспринимается, должно быть что-то ещё, делающее жизнь героя невыносимый.

Есть произведения, в которых герои в финале как раз и сталкиваются с этим альтернативным фактором, так как им его избежать не удаётся. Точнее, сюжет развивается так, что этой трагичной альтернативы просто не избежать, и читатели это осознают. Например, в драме «Гроза» Н. Островского читатель (зритель) понимает, что цель Катерины — жить счастливо с любимым человеком — недостижима, а значит, трагедия неизбежна. Ну, та или иная трагедия.

В романе Л. Толстого «Анна Каренина» для современников писателя это тоже было понятно. То есть героиня чего-то стремится добиться, но никакой альтернативы у неё, по сути, нет. Такие произведения потому и называют драматическими, но осознание отсутствия положительной альтернативы делает их особенно переживательными, а значит, привлекательными для определённой читательской аудитории.

Следовательно, альтернативный фактор стоит того, чтобы его обдумать и использовать в произведении.