Мысль написать статью на эту тему у меня появилась давно, но все руки не доходили. Идея эта не новая, к ней обращались многие писатели и литературные критики. Но как-то яснее от этого она не становилась.
Да, герой должен пройти через страдания. Но зачем и кому это нужно? Почему нельзя написать книгу просто о счастливых людях, а нужно обязательно их через какую-нибудь гадость протащить?
И вот пока я лежала несколько дней с высокой температурой в состоянии медузы на галечном пляже, я попыталась вспомнить хотя бы одну книгу с полностью благополучными героями. Не со счастливым концом, а с героями, которые были бы счастливы от первой до последней строчки. Нет, ни одной книги я не вспомнила. Причём чем ближе произведение к классике, тем страдания отчётливее, ярче и даже безнадёжнее — счастливый конец там тоже далеко не всегда радует.
В чём же здесь дело? Неужели читателям неинтересно читать о счастливых людях? Или это из-за того, что за всё, в том числе за счастье, нужно платить?
Зачем нужны страдания в книге
Вообще, книги, где персонажи страдают мало, обычно менее популярны, они воспринимаются пресными, скучными и неинтересными. Особенно ценятся страдания сильного героя, который вынужден противостоять такому же сильному антагонисту, подвергаться тяжёлым испытаниям, издевательствам, но в итоге не сломаться, выстоять, стать сильнее и победить.
Недавно я редактировала книгу (думаю, она уже вышла из печати или в скором времени выйдет), в которой страдания сильной личности описаны настолько ярко и реалистично, что даже дрожь пробирала. Причём по собственной воле я такое читать не стала бы – слишком уж трагично.
Но кому-то нравятся такие, как называет это одна моя знакомая писательница, «страдания хромой собачки». Так вот, зачем это надо?
Почему страдания героя – важное условие успеха книги?
- Потому что в книге нужен конфликт, который должен разрешить герой, трудности, которые он должен преодолеть. Слабый герой, просто плывущий по течению жизни, никому не интересен. Даже «маленькие люди» в произведениях XIX века привлекали читателя своими страданиями.
- Переживания героя должны быть понятны и близки читателю, чтобы он мог примерить их на себя. Поэтому мужчинам крайне редко интересны любовные романы с их страдающими от неразделенной любви героинями. Правда, лучшие любовные романы написаны мужчинами, но написаны они для женщин. То есть страдания позволяют отождествиться себя с героем и острее почувствовать перипетии сюжета.
- Есть в психологии понятие: «зеркальные» нейроны. Это клетки головного мозга, отвечающие за эмпатию, за сопереживание, за сострадание. Они имеются не только у человека, но и у всех высших животных. Активизирует работу этих нейронов не только реальная ситуация сопереживания, но и её яркое художественное описание, которое включает воображение. Активность «зеркальных» нейронов делает работу мозга более полноценной, восприятие и осмысление более объёмным и глубоким. То есть читатель в большей степени проникается замыслом автора и погружается в сюжет.
- Сочувствие обладает целебной силой. Проходя вместе с героем через страдания, испытывая страх за его судьбу, горюя из-за его бед и обид, читатель переживает состояние катарсиса – его негативные эмоции очищаются и высвобождаются, как говорят, душа омывается слезами. И человек испытывает чувство облегчения, а свои проблемы ему кажутся не такими уж глобальными.
- Ну, и пройдя через страдания, герой же должен одержать победу. Не сломаться, не прогнуться перед злодеем или жизненными обстоятельствами, а стать сильнее. И тогда сопереживавший герою читатель его победу будет ощущать хоть немного, но своей тоже. А если у произведения плохой конец, центральный персонаж оказался неспособен победить, или его победа не принесла ему радости? Большинство современных читателей это не оценят и почувствуют разочарование. Ведь писатель их обманул — они-то всю книгу надеялись на победу.
Есть ещё один не менее значимый вопрос: как организовать эти страдания.
Как заставить страдать героя
Нет, если речь идёт о боевике, фэнтези и фантастике, то придумать герою испытания проще. Главное, чтобы эти испытания были на грани возможного, а физические страдания дополнялись моральными. Вот, например, убил космический рейнджер монстра на незнакомой планете, а тот оказался разумным и добрым. Поэтому рейнджер теперь страдает от угрызений совести, а потом и от мести других таких же добрых монстров.
А что делать в произведениях реалистической прозы? Да то же самое. В центре произведения должен быть конфликт, проблема, трагедия, которая заставляет персонажей страдать. Если её нет, то надо придумать. Иначе о чём писать?
Вообще, не могу не привести здесь великолепный совет от известных писателей-фантастов Г. Л. Олди (Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). Совет юмористический, но прекрасно отражающий суть проблемы, буквально рецепт бестселлера:
«Урони героя на пол,
Оторви герою лапу,
Умори героя папу,
Сунь ежа герою в шляпу.
И пускай сидит герой
В *опе, точно геморрой!»
В этом стишке отражается три основных направления страданий героя:
- физические и нравственные (например, проблема выбора или муки совести);
- переживания за близких людей;
- социальные страдания: неприятие общества, проблемы установления контактов, обиды, несправедливость и т. д.
И ещё. Отчасти облегчает задачу автора повествование от первого лица. Не только сам автор проникается переживаниями героя и более реалистично их описывает, но и читателю легче представить себя на месте персонажа, постоянно читая «я пошёл», «я почувствовал», «я не поверил своим глазам» и т. д.
Но во всём нужна мера. С описаниями страданий можно и переусердствовать так, что читатель просто закроет книгу, не желая больше читать о «бедных, несчастных, обиженных котятах и собачках».
На этом, пожалуй, сегодня закончу. И буду рада, если кто-то всё же вспомнит книгу, в которой герои счастливы и благополучны от первой до последней страницы.
Да, есть небольшое исключение – детективы. Но там свои «заморочки» и проблемы, которые осложняют жизнь героям.