Василия Никифорова-Волгина, православного писателя, я открыла для себя не так давно. О нём и его трагической судьбе писала здесь.
Искренне верующий с раннего детства, благодаря благочестивым родителям, он сумел передать веру своим ученикам (среди них был будущий патриарх Алексий II) и поделиться переживаниями верующего сердца с читателями.
В Успенский пост один из самых любимых трогательных праздников - Преображение Господне. Его в народе называют Яблочный Спас, потому что в этот день принято освящать плоды нового урожая. В средней полосе России традиционно приносили в церковь яблоки.
Почитаем отрывки из рассказа Никифорова-Волгина "Яблоки", посвящённого Преображению.
"Дни лета наливались как яблоки. К Преображению Господню они были созревшими и как бы закруглёнными. От земли и солнца шёл прохладный яблочный дух. В канун Преображения отец принёс большой мешок яблок… Чтобы пахло праздником, разложили их по всем столам, подоконникам и полкам. Семь отборных малиновых боровинок положили под иконы на белый плат, – завтра понесём их святить в церковь. По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения.
– Вся земля стоит на благословении Господнем, – объясняла мать, – в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу – берёзку, на Илью Пророка – рожь, на Преображение – яблоки и всякий другой плод. Есть особенные, Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мёд и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землёю и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!
Дальше описывается канун Преображения, когда большие возы с яблоками из окрестных деревень везли на базар:
"Жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зелёные, с красными опоясниками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зёрнышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя, и маленькие, что на рождественскую ёлку вешают, – лежали они горками в сене, на рогожках, в соломе, в корзинах, в коробах, ящиках, в пестрядинных деревенских мешках, в кадушках и в особых липовых мерках".
Весёлый торг, с хохотом и прибаутками, с народными словечками, описан прекрасно.
Вихрастый мастеровой угощал девицу «сахарной коробкою». Сделав губы бантиком она ответила: «До священья не вкушаю».
В чайной после хорошего торга мужики пьют чай. Чтобы угодить гостям, слуга заводит органчик. Но они возражают с достоинством:
"– Поштенный! Нельзя ли повременить? Успенский пост ещё не прошедши!"
Вечером семья идёт ко всенощной. Рассказчику кажется, что даже тропарь Преображению пахнет мёдом!
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
Показывай учеником Твоим Славу Твою, якоже можаху;
Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный,
Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Вечером, после ужина, родители велят сыну читать Евангелие праздника.
Утром отец, вымытый и причёсанный, в жилетке поверх ситцевой рубахи и лакированных сапогах ходил по комнате и напевал: «Преобразился еси на горе Христе Боже».
Во время обедни мальчик замечает, что везде узелки с яблоками, которые народ принёс для освящения. Кстати, яблоки клали и у икон дома.
Румяно и простодушно лежали они перед Богом, – вошедшие в силу, напитавшиеся росою, землёю и солнышком, готовые пойти теперь на потребу человека и ждущие только Божьего благословения.
Во время пения «Преобразился еси» на амвон вынесли большую корзину с церковными яблоками. Над ними читали молитву и окропляли их святою водой. Когда подходили ко кресту, то священник каждому давал по освящённому яблоку. В течение целого дня на улицах слышен был сочный яблочный хрустень.
Детские воспоминания - самые дорогие. Они потом поддерживают человека в жизни, тихо светят душе во время трудностей, неизбежных на пути каждого.
А завершает рассказ писатель так:
"Радостно и мирно завершился солнечный, яблочно-круглый день Преображения Господня".
Лучше не скажешь. Хорошего вам праздника Преображения!