Найти тему
История транспорта

История электрификации Туапсинского отделения Северо-Кавказской железной дороги

В пятидесятые годы ХХ века территория современной Северо-Кавказской железной дороги практически не была электрифицирована. Исключение составлял участок Минеральные Воды – Кисловодск, электрифицированный ещё в 1936 году. В пассажирском движении на основной магистрали на Кавказ, от Марцево на западе и Лихой на севере до Минеральных Вод на юге, использовались паровозы типа ИС локомотивных депо Кавказская СКЖД и Иловайское Дон. ЖД. На других направлениях с пассажирскими составами работали паровозы Су, а также грузовые паровозы типа Л и Э.

Применительно к НОД-4 (туапсинскому отделению СКЖД), пассажирские поезда от станции Армавир до станции Белореченская водили грузовые паровозы Л (позже – ИС), а далее, от Белореченской до станции Весёлая – грузовые паровозы типа Э приписки локомотивного депо Туапсе. С юга, со стороны Грузинской ССР, главный ход был в основном электрифицирован ещё до Великой Отечественной войны напряжением постоянного тока 3000В.

Планами Шестой пятилетки (1956 – 1960 гг.) предусматривалась электрификация постоянным током напряжением 3000В участка Белореченская – Весёлая протяженностью 240 километров. Электрификацию начали одновременно с двух концов. В декабре 1956 года был электрифицирован участок протяжённостью 100 километров от Сухуми до станции Весёлая, являвшейся границей Северо-Кавказской железной дороги. Чуть позже, в том же месяце, электрифицирован участок Весёлое – Сочи протяженностью 34 километра. Первый поезд на электротяге прибыл из Сухуми на станцию Сочи в апреле 1957 года, который привёл ВЛ22м-1080 приписки ТЧ Сухуми. К сорокалетию Великой октябрьской социалистической революции, в ноябре 1957 года электровозы пошли от станции Белореченская до станции Куринская (67 километров)

Первым электровозом, поступившим в локомотивное депо Белореченская, был ВЛ22м-1752, специально построенный для обслуживания пассажирских поездов. Позже в Белореченскую с завода в Новочеркасске поступили электровозы 1753, 1764 и другие.

Встреча первого электровоза ВЛ22м-1752 в локомотивном депо Белореченская, ноябрь 1957 г. источник: railgallery.ru.
Встреча первого электровоза ВЛ22м-1752 в локомотивном депо Белореченская, ноябрь 1957 г. источник: railgallery.ru.

Одновременно, в 1957 году, началась реконструкция локомотивного депо Туапсе, так как именно там планировалось эксплуатировать и обслуживать электроподвижной состав. По свидетельству работников депо, новые локомотивы стали прибывать туда с завода с января 1958 года, ежемесячно, сплотками по 5 штук.

В марте 1958 года электрифицирован участок Куринская – Туапсе протяжённостью 61 километр. А к дню рождения Владимира Ильича Ленина, 22 апреля 1958 года, в депо Туапсе торжественно открыто движение пассажирских и грузовых поездов.

ВЛ22м-1874 и -1887 на торжественном митинге в депо Туапсе, 22.04.1958 г. Источник: goskatalog.ru, Туапсинский историко-краеведческий музей им. Н. Г. Полетаева.
ВЛ22м-1874 и -1887 на торжественном митинге в депо Туапсе, 22.04.1958 г. Источник: goskatalog.ru, Туапсинский историко-краеведческий музей им. Н. Г. Полетаева.

7 ноября 1958 года, опять же к годовщине Октябрьской революции, электропоезда пошли по участку Туапсе – Сочи протяжённостью 80 километров. Таким образом, весь путь в 240 километров был полностью электрифицирован менее, чем за два года.

В локомотивное депо Туапсе продолжали поступать электровозы ВЛ22м, как новые, с завода, так и с других железных дорог Советского Союза, преимущественно с Куйбышевской и Южно-Уральской, где в это время шло переоснащение парка на более современные локомотивы ВЛ8. В Туапсе были переданы и все электровозы депо Белореченская. Последний паровоз Эу 687-17 ушёл из депо Туапсе в июне 1962 года. К этому времени парк электровозов составил 74 единицы.

Электровозы ВЛ22м на станции Сочи. Источник:goskatalog.ru.
Электровозы ВЛ22м на станции Сочи. Источник:goskatalog.ru.
Пассажирский поезд, ведомый электровозом ВЛ22м-292, в районе Сочи.
Пассажирский поезд, ведомый электровозом ВЛ22м-292, в районе Сочи.

В 1959 году в ТЧ Туапсе стали поступать моторвагонные секции Ср3, которыми открыли пригородное движение Туапсе – Сочи. В работе на этой ветке были шестивагонные электропоезда.

Электровозы ВЛ22м проработали в Туапсе 9 лет. В мае 1967 года началась их замена на более современные и мощные локомотивы ВЛ8. Электросекции Ср3 заменены на ЭР2 в 1965-1967 гг.

Электровозы ВЛ22м-1842 и ВЛ60р-1545 на станции Белореченская, 1965 г. Источник: goskatalog.ru.
Электровозы ВЛ22м-1842 и ВЛ60р-1545 на станции Белореченская, 1965 г. Источник: goskatalog.ru.

Приложение:

Электроподвижной состав локомотивного депо Туапсе в 1958 – 1967 гг.

ВЛ22м (1958 – 1967) список неполный, всего было 74 электровоза.

222, 248, 253, 278, 288, 292, 476, 477, 1159, 1166, 1437, 1543, 1633, 1638, 1752, 1753, 1764, 1839, 1840, 1841, 1842, 1843, 1844, 1851, 1852, 1853, 1854, 1855, 1856, 1871, 1872, 1873, 1874, 1875, 1876, 1887, 1888, 1889, 1890.

Ср3 (1959 – 1967)

1241, 1325, 1345, 1362, 1368, 1385, 1386, 1396, 1397, 1544, 1614.

Известные сцепы Ср3: 1362+1368, 1396+1397.

Продолжение следует.

Предыдущая статья на тему: История электрификации железнодорожной линии Минеральные Воды – Кисловодск, часть 1.

Спасибо за внимание.