Идея электрификации пригородного участка Минеральные Воды – Кисловодск Орджоникидзевской железной дороги напряжением постоянного тока 1500В возникла ещё в начале тридцатых годов. Участок протяженностью 64 километра соединял курортные города Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск между собой, Железноводск через станцию Бештау отдельной веткой протяженностью 6 километров, а также с узловой станцией Минеральные Воды для удобства отдыхающих на курортах Кавказских Минеральных Вод. Вскоре начались строительные работы.
В течение 1936 года в паровозное депо Минеральные Воды поступали трехвагонные электропоезда отечественного производства серии Сд. Машинисты проходили обучение на новом типе подвижного состава с помощью коллег из Москвы, где такие «электрички» уже работали несколько лет.
Электросекции Сд на линии Минеральные Воды отличались от своих собратьев на других железных дорогах СССР. Снаружи они были выкрашены в бежево-красную палитру, а внутри имели мягкие диваны с пружинами и конским волосом, обитые сверху дерматином.
Открытие электрифицированного участка в торжественной обстановке состоялось 6 ноября 1936 года – к 19-й годовщине Октябрьской революции. На линии работали одиночные трехвагонные секции, состоящие из одного моторного и двух прицепных вагонов.
Виталий Александрович Раков в своей книге говорит, что нумерация минераловодских секций начиналась с номера 105, тогда как на самом деле на линии встречались и более ранние поезда, вероятно, переданные с других железных дорог страны для пополнения подвижного состава.
В дальнем пассажирском и грузовом движении паровозную тягу заменили электровозы ВЛ19. Первый ВЛ19 №41 поступил в Минводы в октябре 1936 года.
С началом Великой Отечественной войны курортная ветка потеряла свою актуальность. Отдыхающих, по понятной причине, не было. Летом 1942 года линия фронта стремительно приближалась к Северному Кавказу. Поэтому руководством МПС было принято решение об эвакуации электроподвижного состава на Азербайджанскую железную дорогу и демонтаже контактной сети. 3 августа 1942 группой армий «А» Вермахта был захвачен краевой центр Ворошиловск (ныне Ставрополь). 4 августа 1942 года эвакуационные мероприятия в локомотивном депо Минеральные Воды были полностью завершены, а через несколько дней немецкие войска вошли в город Минеральные Воды. Таким образом, эвакуировать имущество железнодорожникам удалось буквально за несколько дней до оккупации.
Оккупация продолжалась недолго. Ставропольский край был освобожден от фашистов силами 44-й армии Закавказского фронта под командованием генерал-лейтенанта В.А. Хоменко в январе 1943 года. Вот в каком виде предстала станция Минеральные воды перед освободителями. Обратите внимание на опоры со снятой контактной сетью.
Восстановительные мероприятия начались в 1944 году, когда линия фронта передвинулась далеко на Запад. Потихоньку возвращался из эвакуации подвижной состав, восстанавливалась контактная сеть. Вернувшиеся вагоны были в плохом техническом состоянии. Мягкие диваны во многих вагонах были утрачены полностью или частично. Пришлось производить ремонтно-восстановительные работы. Движение электропоездов на участке Минеральные Воды – Кисловодск было восстановлено 5 июля 1944 года.
К концу сороковых годов все советские электропоезда перекрасили в зеленый цвет. Не исключением стали и электрички кисловодской ветки. А в начале пятидесятых годов секции стали сцеплять в шестивагонные составы.
Планами Семилетки (1959 – 1965 гг) предусматривалось перевести участки Минеральные Воды – Кисловодск и Бештау – Железноводск на напряжение 3000В постоянного тока в 1964 году. С этой целью в 1962 году в депо началась замена подвижного состава с довоенных вагонов Сд на более современные Ср, рассчитанные на работу на двух видах тока – 1500В и 3000В. Полная замена парка была осуществлена в 1963 году.
Электропоезда Ср приходили в Минводы с московского и ленинградского пригородных узлов. Некоторые вагоны были оборудованы автоматическими дверями для пассажиров, некоторые остались с дверями, открывавшимися вручную. Детальная информация об этом приведена в конце статьи в разделе «Справочные данные».
Почти все вагоны Ср были окрашены в зеленый цвет. Один двухсекционный состав был окрашен в синий, и один двухсекционный состав – в красный цвет. Художник, имя которого я пока не знаю, запечатлел электропоезд Ср красного цвета на станции Бештау. Оригинал этой картины висел на стене над лестничным пролетом в гостинице «Кавказ» в городе Минеральные Воды. Где находится картина в настоящее время, я не знаю.
Электропоезда Ср проработали на участках Минеральные Воды – Кисловодск и Бештау – Железноводск более десяти лет, после чего заменены на более современные электропоезда типа ЭР2 и ЭР22 в 1972-1974 гг.
После перевода ветки на напряжении 3000В в 1964 году устаревшие электровозы стали заменяться на новые, рассчитанные на два вида тока, электровозы ВЛ-61Д. Часть ВЛ19 передали на другие дороги СССР, а часть списали в родном депо. Последним, в июне 1974 года, был списан ВЛ22-05.
Справочные данные
Список электросекций Сд, работавших в локомотивном депо Минеральные Воды в 1936 – 1962 гг.
051, 054, 073, 079, 083, 089, 101, 103, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 125, 126, 135, 164, 197, 213, 234.
Список электросекций серии Ср, работавших в локомотивном депо Минеральные Воды в 1960 – 1974 гг.
501, 519, 520, 521, 524, 532, 536, 537, 547, 561, 565, 566, 570, 578, 579, 580, 592, 593, 598, 601, 603, 605, 606, 607, 608, 641, 655, 671, 673, 678, 689, 694, 698, 700, 703, 704, 730, 750, 779, 890, 1020.
Известные на сегодня сцепы Ср с автоматическими дверями: 547+580, 561+570, 565+566, 561+570, 580+547?, 603+606.
Известные на сегодня сцепы Ср с дверями, открываемыми вручную: 607+608, 678+730, 700+704, 890+1020.
Сцепы с неизвестной конструкцией дверей: 519+520, 521+524, 532+501, 536+537, 565+655, 578+579, 592+703, 671+673, 694+698, 703+750, 750+779.
Список электровозов ВЛ19, работавших в локомотивном депо Минеральные Воды в 1936 – 1974 гг.
05, 20, 22, 24, 41, 97, 113, 133?, 134, 135.
Продолжение следует.
Спасибо за внимание.