Найти тему

"Проверка на дорогах". О чем хотел снять фильм Алексей Герман и что из этого получилось. ч.2 Сверхзадача - "понять-простить" власовцев.

Продолжение. Начало тут

"Проверка на дорогах". О чем хотел снять фильм Алексей Герман и что из этого получилось. ч.1 Герои и прототипы.
Старое кино от Хозяина тайги6 августа 2023

Так какую же задачу поставил перед собой Алексей Герман, когда снимал "Проверку на дорогах"? А ни больше и не меньше, как "понять-простить" предателей Родины - власовцев.

Сейчас "прогрессивные" киноведы пишут, что это впервые в советском кино Германом поднята тема военнопленных, которых из немецких лагерей прямым ходом отправляли в сталинский ГУЛАГ, что впервые показан человечный образ власовца.

Что раньше эта тема была под запретом, власовцев можно было показывать только в варианте эпизода из эпопеи "Освобождение", где Сергей Никоненко в роли Сашки-адъотатнта во время безнадежно-смертельного боя в окружении на Букринском плацдарме притаскивает капитану Цветаеву власовца: "Наш оказался, русский, сука. Наших с церковки не одного уложил, мразь. Всю дорогу - нихт, нихт, не понимает. Дрейфит проститутка." Власовца играет Юрий Назаров.

А дальше разговор прямой и ясный.

- Товарищи, поймите. Не своей волей, у меня жена в Арзамасе.
- Жена в Арзамасе? Не своей волей? А на церковке сидел до последнего? Умри, сволочь, хоть как следует.
-2

Вот такой была официальная позиция государства к предателям и изменникам, принявших присягу на верность фюреру германского народа Адольфу Гитлеру, одевшим вражескую форму и взявших в руки чужое оружие, чтобы воевать против своей бывшей страны.

И не впервые в советском кино поднималась тема военнопленных. Первым был фильм "Судьба человека" о служившем в немецкой армии "хиви", добровольным помощником в германских воинских частях, Андрее Соколове. У нас есть статья об этом фильме.

Кто такой Андрей Соколов - герой,жертва,предатель ? Исковерканная судьба русского человека.
Старое кино от Хозяина тайги6 марта 2020

А потом Сергей Герасимов снял замечательный фильм "Люди и звери", где Николай Еременко - старший играл свою биографию военнопленного.

В принципе, отношение в народе к бывшим власовцам было однозначное. На этих людях на всю жизнь было клеймо предателя, к ним относились настороженно и без особой душевности.

А вот Алексей Герман то ли начитавшись самиздата, то ли попав под чье-то влияние, до этого же снял вместе с Григорием Ароновым вполне приличный фильм о революции, никаких фиг и болтов на власть, "Седьмой спутник", вдруг резко стал обличителем правящего режима.

По официальным данным, в стране было десять миллионов пленных. После войны, когда эти десять миллионов вернулись в Россию, они все были отправлены в ГУЛАГ. ... Их держали в лагерях по двадцать пять лет. Большинство этих людей не были мерзавцами или предателями, а были просто несчастными заключёнными. В своё время нам показалось, что в фильме можно поднять эту проблему.
Мы со Светланой сидели и подсчитывали, сколько миллионов человек пострадали, имея в роду пленных, надевших форму врага или даже власовцев. Я имею в виду родственников, близких и не очень. По нашим школярским подсчетам, это коснулось тридцати миллионов человек. Мы говорили – давайте перестанем жалеть на минутку командармов и партийцев, пожалеем просто русских и нерусских солдат, попавших в эту мясорубку, согрешивших, пожалеем их родню, расскажем о них.
Как вы думаете, что было бы в сталинское время с героями крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» – были бы они героями, пели бы о них песни? Все бы получили по десять лет: они же лежали ранеными в японских госпиталях.

Вот о таких "несчастных" заключенных, которых не успели расстрелять наши, как в фильме "Освобождение", и решил снять фильм Герман. У человека в голове был полный диссидентский набор - всех советских военнопленных, аж 10 млн. человек, а почему не 100 млн., как у Солженицына, всех до единого человека отправили на 25 лет в советские лагеря. А все они были несчастные люди. Правда, тот же Солженицын, сидя в лагере, с надеждой смотрел с "несчастными" бандеровцами на небо и ждал, когда Америка начнет сбрасывать атомные бомбы на СССР.

Так как решено было экранизировать повесть Юрия Павловича Германа "Операция "С Новым годом", где одним из главных героев является бывший власовец, перешедший к партизанам, а концепция повести - "хороший" чекист Локотков, вопреки мнению своего начальника, "плохого" чекиста Петушкова верит бывшему власовцу, расходилась с замыслом Германа - нету "хороших" чекистов в природе априори, все они мерзавцы и садисты, потому и мучают "несчастных" власовцев своим недоверием. Сплошной "культ личности" и "жертвы необоснованных репрессий".

А надо сказать, что в отличие от своего такого "прогрессивного" сына, который даже в "Проверке на дороге" так и не смог показать чего-то такого "сурового", прям наотмашь, про преследование "жертв необоснованных репрессий", этих самых "несчастных" власовцев, все как-то сглаженно и аккуратно, его отец Юрий Павлович Герман в этом отношении был, скорее всего, самым смелым и отважным советским писателем.

Вот что вспоминают из официальной литературы начала 60-х годов на тему "культа личности"? Пресловутого "Денисыча", мемуар лагерного стукача Дьякова "Повесть о пережитом", замечательную книгу генерала Горбатова "Годы и войны", небольшие рассказы уже забытых писателей.

А про Юрия Германа - ни звука. А у того половина огромнейшего романа "Я отвечаю за все", заключительного тома трилогии о врачах, посвящена пребыванию Аглаи Петровны Устименко, руководительнице подполья в Унчанской области, в застенках МГБ после войны. И как "хорошие" чекисты-дзержинцы прилагают все усилия, чтобы ее из абакумовских застенков вытащить. И психологически великолепно нарисованы образы карьеристки-доносчицы Инны Горбанюк, и "плохих" чекистов. И в той же "Операции "С Новым годом" начальник особого отдела партизанской бригады борется со своим начальником из Москвы подполковником Петушковым за бывшего власовца Сашу Лазарева, правда перед этим проверив его от и до через свою обширнейшую агентуру. Никаких розовых соплей по поводу "несчастного" власовца после его рассказа как немцы в лагере принуждают к измене. Если нет на тебе крови - дадим шанс искупить вину.

А даже если и есть. Целую бригаду СС "Дружина" под командой Гиль-Родионова, которая два года в качестве карателей боролась с партизанами, а после того, как дела у немцев пошли к поражению, в октябре 1943 г. приняли в партизаны. В последующих боях ярому антисоветчику Гиль-Родионову, который в плену и создал эту эсэсовскую карательную часть, дали звание полковника и наградили орденом Красной Звезды. И все это для того, чтобы побудить власовцев к сдаче, что ничего им в случае добровольного перехода на советскую сторону особо не грозит. Так ведь особо и не грозило, тех, которые не совершили тяжких преступлений, не посадили в лагерь, а отправили на 6 лет на поселение восстанавливать угольные шахты. В одном бараке жили вольнонаемные рабочие и бывшие изменники.

Но ведь Алексею Герману надо было снять все по своему. А для этого пришлось опорочить главного героя повести "Операция "Новым годом" Ивана Егоровича Локоткова, в реальности Георгия Ивановича Пяткина. А как? А надо его заслуги приписать другому человеку. Консультантом на фильме был Герой Советского Союза, бывший командир полка в Первой Ленинградской партизанской бригаде Владимир Иванович Никифоров.

1924-1982 гг.
1924-1982 гг.

В 17 лет ушел в партизаны, воевал пулеметчиком, подрывником, в 19 лет стал командиром полка в партизанской бригаде, и в те же 19 лет Героем Советского Союза. Личность очень достойная. Но зачем же Герману для того, чтобы опустить чекиста Пяткина-Локоткова, надо было фантазировать в отношении Никифирова.

Перелом папиного сознания, связанного со Сталиным, произошел в блокадном Ленинграде, а потом он однажды попал каким-то образом в многотысячную колонну пленных в мурманском порту. Огромный пароход пришел из Норвегии. Папа увидел, как они ходят на корточках. Как их били. А после 1956 года встретился с Никифоровым. Пяткин – прототип Локоткова из «Операции “С Новым годом”» – был нечестен, описанных в книге подвигов он на самом деле не совершал. Рассказанная в книге история – заслуга другого человека, этого самого Никифорова.
Он был Герой Советского Союза, знаменитейший офицер, в совершенстве знал немецкий язык, был на встрече с Гитлером в Виннице. Полковник, очень красивый. Никифоров во время войны ходил по власовским частям и по «освободительным» российским частям, которые были при любой немецкой дивизии, – чистили обувь, несли караульную службу, ловили партизан. Ходил, предъявлял специальные документы и говорил: «Если добровольно сдадитесь и на вас нет большого греха, Советская власть вас простит». Они начали сдаваться. Когда в 1946-м их начали всех грести – давали по десять лет, – то к нему бросились жены. Тогда он пошел к Жданову на прием. Жданов его выслушал, и его посадили на десять лет сразу, в приемной Жданова. Без суда. На десять лет. Из его рассказов и сложилась «Проверка на дорогах».

Ну, какой красавец полковник, ну какая встреча с Гитлеров в Виннице ( Герман что, фильма "Дерзость" Юнгвальда-Хилькевича насмотрелся), ну какой Жданов и какие десять лет без суда в 1946 г. Ну, опять бред, как и с исполнителем роли бандита Соловьева в "Мой друг Иван Лапшин". В 1948 г. Никифоров закончил ( наверное заочно, находясь в ГУЛАГЕ) Высшее военно-морское пограничное училище. Вот это он в своем "лагерном" клифте, отбывает десять лет за то, что заступился за власовцев.

-4

О хрущевской реабилитации у Алексея Германа остались вдохновляющие впечатления.

В 1956-м наш дом был набит чужими людьми: ехали зэки и не знали, к кому. Они жили у нас! Некоторое количество было и неприятных людей, занимавших в лагерях «ответственное положение». Один из них говорил: «У меня был адъютант некоторое время – прислуживал нам на пятисотом километре. Парень такой, с носом. Все его звали “Севка”. Проверь, не Мейерхольд?» И папа на следующий день бежал проверять. Выяснялось, что никакой не Мейерхольд…
Когда они приходили, то пили водку и коньяк, а потом просили, чтобы домработница Надюша сбегала за портвейном. Мы с папой не понимали потом, почему именно портвейн: наверное, как у него осталась память о недопитой бутылке боржома, так им помнился запах предвоенного портвейна. Надя приносила портвейн. Они вставали из-за стола, садились на корточки к батарее и там пили. Привычка была – чтобы на корточках и спиной к теплу.

На роль Локоткова, которого Герман из старшего лейтенанта госбезопасности, чекиста, сделал командиром партизанского отряда и бывшим сельским участковым ( "хороших" чекистов не бывает), первоначально претендовали Алексей Глазырин (очень мощный получился бы Локотков, настоящий типаж Ивана Лапшина, как у Юрия Германа в повести), Всеволод Санаев ( совершенно не подходит ни по возрасту, ни по сути характера), и ленинградский актер Юрий Соловьев ( очень интересный народный типаж). Еще приезжал на пробы Евгений Евстигнеев, забавные пробы получились. Евстигнеев думал, что это очередная халтурка, а ведь Алексей Герман имел высокие цели.

Приехал артист, перед которым я благоговел, мы с ним сели. Оделся он очень театрально, я его долго переодевал. Потом я стал ему рассказывать, что надо сыграть русский народ. А он вдруг сказал: «Слушай, у вас смена с четырех, а сейчас два. Ты раскладушку достать не можешь? Я посплю. Ты не волнуйся, я тебе все сыграю, а пока дай поспать». Ну, что делать – великий артист! Прошу раскладушку, отгораживаю угол павильона, стелю простыню. Все ходят на цыпочках – спит Евстигнеев. Потом его будим, он долго вспоминает, кто я такой. Появляется партнер, с которым они когда-то снимались, долго хохочут по этому поводу…
А потом – цоп! – он ничего не может сыграть. Глупо, непохоже, театрально. Три, четыре, пять, семь раз. Наконец я говорю: «Можно мне сказать, что я думаю? Вы играете глупо, непохоже и театрально. Это даже показывать худсовету срамно – это срам для артиста вашего класса». Дублей девять мы с ним сняли, ничего не получилось. Он походил-походил и говорит: «Знаю, что тебе надо, сейчас сделаю. Надо социалки прибавить». Это меня потрясло в великом артисте, и я сказал: «Давайте, пока я вас уважаю, а вы мало обо мне знаете, расстанемся. Ничего не получается. Не ваша роль». Мы расстаемся.

В итоге был утвержден Ролан Быков.

-5

Перед нами не "кровавая гэбня", а выходец из простого русского народа. Балагур, постоянно травит анекдоты про Гитлера, крепкий природный ум и смекалка. Вот такой простой русский народ, а не "чекист, и должен, по мнению ленинградского мажора Алексея Германа, понять и простить сходу изменника Родины Лазарева. Русский народ он ведь добрый, он ведь жалостливый к каторжанам, он прощать любит. Вот только в фильме "Бабье царство" простые русские бабы не пожалели своего старосту, хотя он вроде и жертва репрессий, из раскулаченных, от власти пострадал, и немцы заставили, потому в старосты и подался, а привязали за ноги к двум березам и разорвали пополам.

Съемки начались трудно. С провокации.

В первый же день съемки чуть не были сорваны. Вошла директор картины в комнату и говорит: «У нас большие неприятности, я прошу всех покинуть помещение. Наш светотехник в операторской кабине стал приставать к девушке, склоняя ее к оральному сексу. Она его укусила, и он истекает кровью. Я прошу вас позвонить в клинику и вызвать “Скорую помощь”». Я говорю: «Почему это я должен звонить? Сама звони в милицию и сажай паразита». Это была попытка подставить меня.

Продолжение в следующей части.