Хронология запрета автомобильного экспорта в Россию началась в прошлом году. Тогда японским правительством был введен запрет на вывоз новых и подержанных грузовиков, спецтехники и пикапов. В принципе, данное ограничение не нансло существенного ущерба российскому авторынку грузовых автомобилей. Инвестиции японских автопроизводителей в этот сегмент были не масштабными, а продажи не сопоставимы с "большой европейской семеркой". Toyota, в лице своей "дочки" Hino Motors, заморозила свой проект в Подмосковье. Затем был запрет на большие и дорогие легковые автомобили.
Одновременно, из-за дефицита автомобилей на рынке РФ, начался рост импорта праворульных подержанных легковушек. На этом фоне происходили утечки в СМИ о том, что в Хиросиме в июне с.г. на встрече «большой семерки» G7, будет объявлено о полном запрете вывоза праворульных японских автомобилей в Россию. Однако по итогам этой встречи ничего подобного не было объявлено.
Напомним, что по данным таможни в прошлом году было ввезено более 205 тысяч праворульных б/у автомобилей, что даже несколько больше, чем годовая производственная программа АвтоВАЗа в 2022 г.
«Гром грянул» в самом конце июля, когда министр торговли правительства Японии Нисимуро Ясутоси объявил о том, что по образу и подобию Евросоюза, вводится запрет на экспорт гибридов, электрокаров и автомобилей с объемом свыше 1900 куб. см. И это коснется не только новых, но и пробеговых машин. В свою очередь, это чуть более половины от продажи б/у автомобилей без пробега по РФ. Вдовесок, еще введен запрет на шины для большегрузов.
Только что много шума наделала публикация ресурса drom.ru о том, что помимо запрета ввоза в Российскую Федерацию подержанных и новых гибридов, электрокаров и автомобилей с ДВС объемом более 1900 куб.см, дополнительно закрывается экспорт в нашу страну минивэнов и грузопассажирских универсалов. Однако, хочется обратить внимание на один существенный момент - данная информация поступила не от официальных лиц правительства Японии, а от ряда крупных компаний, специализирующиеся на вывозе автомобилей. Можно рассматривать это как превентивные шаги от тех контрагентов, с которыми эти компании работают в Японии. Несомненно, если эта практика продолжится, то впереди российских автомобилистов, особенно для сегмента небогатой целевой аудитории, ожидают серьезные изменения.
Поскольку такие российские автомобилисты имели возможность альтернативного выбора недорогих, надежных и весьма функциональных японских автомобилей. Такие автомобили «закрывали» образовавшийся дефицит машин на российском рынке.
По информации drom.ru под запрет попали популярные автомобили, как универсалы Toyota Probox и Nissan AD, минивэны Mitsubishi Delica D3, Nissan NV200, Nissan NV100 и др.
Правда, наиболее популярным универсалом в этих регионах является Toyota Fielder, которых даже визуально больше на дорогах сибирских и дальневосточных городов.
Также по информации drom.ru запрет коснется и такой специфический класс японской техники как кей-кары и кей-грузовички, на которых обычно устанавливают двигатели объемом 660 куб.см. Эти автомобили также стали набирать популярность у российской зауральской аудитории в последние два года.
Пока ситуацию из официальных лиц Японии никто не прояснил, и она находится в некоей неопределенности. Определенно лишь можно сказать о следующем. Праворульные японские автомобили, ввезенные в разные годы на территорию страны, останутся что-то вроде старых американских автомобилей прошлых лет на Кубе, так называемом "острове свободы". Правда, такая ситуация будет больше касаться зауральских регионов РФ, где создана инфраструктура по их обслуживанию, ремонту и авторазбору.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz