Найти тему
Эпицентр Кукол

СЮРКО – одежда Рыцарей и Королей.

Изучая средневековую одежду, невозможно не заметить своеобразную накидку без рукавов, часто одеваемую поверх платьев и рубах. Эта одежда носит название сюрко. В свое время, она была неотъемлемой частью королевского платья, и обязательно одевалась по торжественным случаям.

Первоначально же сюрко (Surcot, Sorcos, Sorquaine) представляло собой накидку, надеваемую рыцарями поверх доспехов, и было элементом боевого снаряжения.

Историки считают, что практика ношения сюрко белого цвета была принята во время крестовых походов. Их основная цель заключалась в том, чтобы отражать прямые солнечные лучи, которые перегревали доспехи (и солдата внутри).

В основе кроя сюрко лежит «т»-образный силуэт. Для его пошива использовались самые разнообразные ткани: лён, шёлк, парча для отделки, много добротной шерсти, окрашенной в синий, красный, коричневые тона и самые распространённые цвета – чёрный и зелёный. Испания производила продольно-полосатые и поперечно полосатые ткани.

Сюрко стало выходным, парадным, церемониальным и военным платьем, подпоясывалось в случае ношения различных атрибутов власти.

Изначально длина одежды была чуть ниже колен, без рукавов, с разрезами в передней и задней части, необходимыми для удобства верховой езды. Сюрко носили как мужчины, так и женщины. Название происходит от французского, означающего «поверх пальто».

Сюрко — в XII веке часто украшавшийся гербом владельца. Женское сюрко было длинное. Во время движения, приходилось поддерживать подол. На плечах монтировались замочки, металлические пластины с отверстиями, в которые вставлялась цепочки или бейка, соединяющая и удерживающая полы плаща.

Большие вырезы пройм сюрко, еще называли «адовы окна». Они позволяли любоваться красивым изгибом поясницы дамы. Молодые особы любили шнуровать сюрко, подгоняя его по фигуре.

Позже к сюрко, приделали рукава, и оно стало выглядеть как платье.

В XIV веке женское сюрко, отличается от мужского: оно имеет глубокий вырез горловины и широкие разрезы по бокам от плеча до бедра, сквозь которые выглядывала нижняя одежда. На груди вшивалась низкая кокетка или «пластрон» из меха, богато декорированный. Некоторые сюрко без боковых швов ниспадали свободно, другие тесно прилегали, но самые великолепные сюрко были очень длинными, и носивший их должен был приподнимать подол при ходьбе, демонстрируя подкладку из контрастной ткани или меха. Такую одежду носили со второй половины XIV в. до начала XV в., по торжественным случаям до 1525 г.

Сюрко с капюшоном носили и монахи. Шили его из ткани черного или красного цвета.

Источник: Нанн, Джоан, Мода в костюмах, 1200-2000, New Amsterdam Books, 2000

Материал подготовила Татьяна Калинина.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц