Найти тему

Гулливер среди великанов. Детское одиночество во взрослом мире

Яндекс.Картинки.
Яндекс.Картинки.

Все помнят, сколько несчастий пришлось испытать Гулливеру в Стране великанов. На каждом шагу его подстерегала смертельная опасность, любой ребёнок мог его обидеть, угроза исходила даже от обыкновенной осы. Но самое горькое, что пришлось пережить Гулливеру, – это одиночество. Никто не воспринимал его всерьёз, никто с ним не считался, для всех он был только забавной игрушкой. Его демонстрировали на потеху публике, заставляли выполнять унизительные приказы. Придворные дамы не стеснялись раздеваться при нём и говорить обо всех своих интимных секретах. А ведь он был мужчиной, неглупым, впечатлительным, многое повидавшим. Но кому было дело до его ума, до его чувств, переживаний?

Наши дети в семье, в обществе часто ощущают себя такими гулливерами среди великанов-взрослых. На словах – всё лучшее детям, на деле наши дети лишены самого главного в жизни: внимания и понимания. В благополучных семьях детей балуют, закармливают, но редко кто из взрослых относится к ребёнку, как к личности. О неблагополучных семьях и говорить не приходится. Детей тиранят, оскорбляют, и никто не несёт за это ответственности, разве что в крайнем случае, когда дело доходит до настоящей беды.

Дело не в том, что мы не можем оградить детей от жестокостей взрослого мира – жизнь есть жизнь, но мы должны хотя бы считаться с их чувствами. Родители ссорятся и мирятся в присутствии детей, делая их невольными участниками своих разногласий. Но если в ссорах дети вынуждены принимать участие: своим испугом, переживаниями, то в перемириях их участие как бы и не требуется. Родители помирились, и им дела нет до того, какой след оставила их ссора в душе ребёнка и чем можно этот след загладить. Более того, примирившись, они оба кидаются воспитывать своё чадо: оказывается, пока они выясняли отношения, их ребёнок уже успел нахватать двоек, да и поведение его почему-то оставляет желать лучшего. Ну как тут не проявить воспитательские способности и не спросить со своего дитяти по всей строгости?

Родительская чёрствость порой не имеет границ, а о родительской гордыне – самом большом смертном грехе по христианскому учению – можно написать тома. Кто из родителей хоть раз попросил прощения у своего ребёнка за свою дурость и грубость? Ещё чего не хватало! В лучшем случае, перебесившись, мы можем приласкать ребёнка: «Ну иди к папе (или маме), я уже не сержусь!» Мы уже не сердимся! У нас уже появилось настроение поиграть или поговорить с ребёнком. А вот какое настроение у него от нашей несправедливости, от нашего равнодушия – об этом мы как-то не задумываемся.

Видеть в ребёнке личность, человека – нам не приходит в голову. Мы может очень любить своего ребёнка, многим для него жертвовать, но опуститься (или подняться) до того, чтобы его понять, – не можем или не хотим. Навязываем ему своё мнение, постоянно пристаём с попрёками, не признаём его душевных наклонностей. Конечно, нужна родительская строгость и требовательность – распущенность до добра не доведёт, но разумная строгость и разумная требовательность. Желание обтесать ребёнка на свой собственный лад зачастую губительно, да и кто мы такие, чтобы видеть в себе эталон для подражания?

Воспитание – вещь тонкая, и не всем дано быть настоящими воспитателями. Это – род таланта, искусства. И предъявлять по высшему разряду требования ни к семье, ни к обществу нельзя. Но что в наших силах – это протереть глаза и посмотреть на маленького гулливера как на человека, которому бывает больно не только от ушиба или грубого слова, но и от равнодушия, от непонимания, от нашего непомерного высокомерия. Дели с ребёнком радости и печали, следи за раскрытием его души, его способностей, направляй доброе к добру, плохое – постарайся разумно устранить. Нет никакой гарантии, что всё получится, но нет и другого пути для того, чтобы маленькое и нежное сердечко не оказалось одиноким в большом и страшном мире.

С давних времён воспитание детей входило в круг внимания многих великих мыслителей и богословов. Хочется привести несколько мыслей из «Уроков о воспитании» Иоанна Златоуста в изложении святителя Феофана Затворника.

Дети – наше будущее, дети залог нашего бессмертия. Наша жизнь продолжается в наших детях, в новых поколениях землян. Всё мы – звенья одной бесконечной цепи, или множество цепей, которые в совокупности составляют то, что мы называем человечеством. Только все вместе люди, и те, которые жили в самом отдалённом прошлом, и те, которые будут жить в самом отдалённом будущем, составляют человечество. И если есть у человечества общая цель и задача, общий смысл жизни, то проявляются они в каждом поколении, в каждом человеке, живущем или жившем на земле. И если прошлое от нас уже не зависит, то настоящее и будущее напрямую зависят только от нас.

Мы воздействуем не только на камень и железо, заставляя их менять свою форму, преобразовываясь в машины и жилища, но и на живых людей, из которых наши дети – самый близкий к нам и самый податливый человеческий материал. Образование и воспитание – вот наши инструменты, но, чтобы ими верно пользоваться, нужны ум, такт, внимательность и любовь к детям. Без этого никакие знания не пойдут впрок, а говорить о воспитании без любви всё равно, что глухому от рождения говорить о музыке.