Хочу остановиться на таком объективном процессе нашей действительности, как профанация любой общественной деятельности человека. В частности, что касается астрологии. Как бы нестандартно или же наоборот шаблонно не мыслил, любой посвященный в эту "древнюю науку из наук" ее профанация была, есть и будет. Не буду затрагивать проблему ее отрицания, либо пренебрежительного отношения к ней многими современными общественными институтами, а хочу заглянуть вглубь самого ремесла астролога - понять, что именно этому способствует. Очевидно, речь пойдет о «подводных течениях» астрологической деятельности.
Широкая объяснительная база астрологии
Все мы астрологи, как львы в саванне живем в условиях господства огромной и широкой объяснительной базы астрологии. Проще говоря, это когда все можно объяснить если ни под одним ракурсом, так под другим обязательно. В итоге, малозначимым фактам и оценкам придается большее значение, а по-настоящему значимым - меньшее или вовсе не учитывается. Если нужно найти какое-нибудь объяснение в натальной карте астролог извернется и вывернется наизнанку, но найдет что - либо указывающее на это объяснение. Нет яркого мажорного аспекта, указывающего на какую-либо особенность человека, астролог отыщет фиктивную точку, астероид, парс и наконец просто минорный аспект, но заткнет эту «пробоину в трюме» как ему кажется и «корабль снова поплывет». Астролог просто не учитывает или сознательно закрывает глаза (пытаясь играть роль всемогущего бога) на то, что астрологический инструментарий имеет ограниченный набор. Есть еще неастрологические факторы, которые тоже определяют жизнь человека. Казалось бы очевидные вещи, но признаются с трудом и неохотно.
Пиар любой ценой и какими бы «плюшками» вас еще удивить?
Пиар любой ценой с целью привлечения внимания – бич любого человеческого общества. Что только не делается, какие только способы и методы для этого не используются дабы привлечь внимание и интерес широкой публики к своей скромной персоне. Остановлюсь на этом вкратце.
Наиболее распространенный способ обратить на себя людские взоры – это сама форма подачи материала: эмоционально насыщенная, по-актерски выверенная речь, ее словесно красивые завораживающие обороты, использование нестандартной лексики (вплоть до нецензурной) и конечно умение долго, убедительно и производительно говорить, производя впечатление у зрителя или слушателя законченного эксперта в своей области или на худой конец «знатока», у которого еще немало чего найдется в запаснике, если поискать. Экспрессивная подача, нетривиально обставленные астрологические темы и успех гарантирован.
Так, к примеру, снова и снова муссируется тема «Дорифорий и Возничий», астролог на полном серьезе пытается доказать насколько эффективна для профориентации эта простая техника, которой не уделяется должного внимания у нас, в отличии от зарубежной астрологической среды по его мнению. Много лет назад я экспериментировал с этой техникой и убедился, что работает она менее, чем в 50 % случаев (кстати, на Ютубе у астролога Елены Бровы есть убедительное и грамотно обоснованное на эту тему видео). Находится немало таких астрологов, которые берут в оборот давно понятную и известную тему, казалось бы являющуюся непререкаемым классическим образцом научной аксиомы - но нет, они находят при этом неожиданно в результате своих изысканий непременно что-то еще углубляющее и развивающее эту благодатную тему.
Яркий и живой пример - это тема директных и ретроградных Лунных узлов. На мой взгляд, это малозначимый фактор в натальной карте, т.е ретроградные у вас Лунные узлы или директные существенного значения в проработке накопленной кармы это не имеет. Но оказывается, и здесь есть, что углубить и развить (и вширь и вглубь что называется). Оказывается, директные Лунные узлы - это указание на то, что "кармические наработки, кармические задачи человека движутся в унисон с основным гороскопом индивида (основным потоком планет в гороскопе) и людям, обладателям таких узлов нужно обязательно совершить важные шаги в развитии своей души или в коллективной карме поскольку они своего рода – ядра или центры мощных энергетических потоков, от которых другие люди получают свои инсайты". Также, о чем нужно помнить - это насколько глубоко вглубь дома с его конца (оно и понятно, узлы движутся в противоположную сторону от движения планет) зашли эти Лунные узлы. Если узлы зашли далеко вглубь дома и уже приближаются к его куспиду, то пред нами зрелая опытная душа по тематике данного дома. Только вот на каких опытных данных, на каком эмпирическом материале астролог обосновывает свои суждения - невольно возникает вопрос.
Как проверить насколько реален был опыт прошлых жизней, либо предшествующей рождению инкарнации отдельно взятого человека? Разумеется, есть уже апробированные сеансы регрессивного гипноза, но где критерий того, что увиденное и услышанное под гипнозом на сеансе является картинкой из действительно прошлого воплощения человека, а не является разбушевавшейся фантазией его подсознания. Зачем астрологи углубляют и развивают различные техники и подходы к интерпретации и выносят и предают широкой огласке (особенно в случае малого числа проведенных исследований и их недостаточной проверки на жизнеспособность) - вопрос остается открытым... Не лучше ли не спешить с этим, а оставить все как есть.
Плагиат и авторское право
Известно, что в плагиате были замешаны великие и знаменитые всех времен и народов. Есть мнение, что грешил этим и наш великий и таинственный граф Вронский. Так ли это было на самом деле – вопрос спорный. Присвоение чужих трудов и выдача их за свои - искушение не для слабонервных.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что любой астролог, потративший бесценное время жизни на исследования и при этом открывший реально работающее методы или правила благодаря своему ноу-хау, а после обнародовавший свои интеллектуальные труды на суд широкой астрологической общественности, в конечном итоге сильно рискует. Очень быстро находятся ушлые и ловкие до присваивания чужих трудов товарищи. В дальнейшем, такие авторские наработки наглым образом ассимилируются в собственном информационном арсенале (без ссылки на автора). Не говорю про всех, радует что это явление не распространено широко.
Чаще встречаешь «плагиат мутирующий». Талантливые инженеры искусства плагиата, используя основополагающую канву авторской работы, могут так искусно преобразить ее внешнее обрамление и форму в целом, внеся свои поверхностные словесные рассуждения и некоторые «штрихи к портрету», что это уже будет восприниматься многими, как новый уникальный интеллектуальный продукт, но уже под другим именем. За такого рода плагиат уже не поймаешь за руку и не подашь в суд о нарушении авторских прав. Единственно, что остается в этом случае, это утешить себя мыслью, что вся совокупность астрологических знаний в итоге принадлежат человечеству в целом, а не отдельным ее представителям.
Неудивительно, что часть астрологов впадает в другую крайность: не показывать, принципиально астрологическому сообществу свои методические разработки. Абсурдность ситуации в том, что если секреты уникальных ноу-хау не могут быть раскрыты всем желающим, то остается лишь верить на слово (а это уже скорее прерогатива религии, чем научного знания).
«Позитивная астрология личностного роста»?
Принято считать, что возрождение астрологии в двадцатом столетии было тесно связано с увлечением психологией широкими массами населения, в частности таким ее направлением, как позитивная психология (отцом-основателем которой считается американский психолог Мартин Селигман). Отсюда можно сказать и возникшие проблемы ее эффективного исполнения на примере отдельно взятого человека, это и проблемы современной коммерчески ориентированной астрологии тоже.
Современная астрология все больше сближается с идеями позитивной психологии мышления. Причиной этого может служить популярная концепция личностного роста, дающего человеку возможность почувствовать себя успешным, социально востребованным.
Но позитивная психология как была, так и остается утопией, и как всякая утопия порождает лишь явления мало совместимые с подлинной и насущной человеческой природой. Действительно, часто наблюдаешь, чем позитивнее человек смотрит на жизнь, тем сложнее ему принимать реальность с ее серьезными проблемами. Не всегда возможно настроить себя на положительные эмоции, это особенно тяжело сделать при переживании сильного негативного опыта. Любая творческая и сознательная рефлексия, воспроизводимая человеком, оказывается в данном случае ему куда полезнее, чем логически отшлифованные рекомендации коуча по социально успешной деятельности. Также и астрологу в первую очередь не нужно подстраиваться под обслуживание социальных заказов по адаптации человека, диктуемых государственными институтами, либо уподобляться тому, кто готов на все случаи жизни дать уникальный рецепт, постелить соломку там, где и падать не больно и все только потому, что он вынужден конкурировать с «коллегами по цеху» и нужно поддерживать имидж профи.
Далеко не всегда в причинах своего неуспеха и невезения в жизни виноват сам человек. Наоборот, часто социально-общественная среда, лепящая его под свои искусственно созданные нормы и правила, виновата в этом. Остался без работы по объективным обстоятельствам (уволили по сокращению штатов) - значит недостаточно старался, чтоб подать себя в выгодном свет и не быть уволенным.
Примерно так рассуждают некоторые социальные психологи с «позитивным мышлением». Также почему-то забывается, что для человека наиболее ценным оказывается опыт личных усилий и стараний по преодоления негативного воздействия накопленной кармы, чем чье-либо активное вмешательство с благими намерениями. Как говорится, не отнимайте у него инициативу, дайте самому пройти свой собственный жизненный путь, пусть и тернистый и с набитыми шишками, но зато своими ногами, чтобы впоследствии он смог вырасти в собственных глазах, чтобы было ему за что себя уважать.
Опыт сознательного проживания своей жизни, к примеру, можно получить благодаря занятиям по театротерапии. Есть такое интересное направление в искусстве, как «театр для себя», основанное на концептуальном восприятии идеи театральности жизни как таковой.
Идея эта далеко не нова, в частности она всецело разрабатывалась и получила практическое воплощение в театральных постановках Николая Евреинова в начале 20 века. Театротерапия - воссоздание прошлого, инсценировка воспоминаний, восстановления «я», потерянного во времени. Главное в «театре воспоминаний» — «дать момент, хоть бы один момент осознания прошлого как настоящего!» Театр — это то, что свободный человек творит сам, наперекор «судьбе».
Подобный театр как таковой сохранился, по мнению Евреинова, в мире ребенка, в мире дикаря. Чаще всего человек не осознает заложенный в нем природой и Космосом театральный инстинкт. Сознательное проживание своих собственных напряженных аспектов и их положения в знаке и доме натальной карты посредством написания собственного сценария, взятого непосредственно из биографии и обусловленного астрологическим символизмом, а затем максимально правдоподобное проигрывание на сцене с приглашенными актерами могло бы стать серьезной альтернативой так называемой проработке планет и аспектов.
17 июня 2021 г.
Продолжение следует…