Пришло время вернуться к истории советского хард-рока. Как мы отметили в нашей последней заметке на эту тему
в закавказских республиках безусловным лидером по части рока — во всех его проявлениях — была Грузия. Из армянских и азербайджанских музыкантов, работавших в «легких» жанрах, на общесоюзной сцене были больше известны джазисты, многие из которых имели успех и в «международном масштабе». Но это не значит, что в Армении и Азербайджане не было рока. А если был хоть какой-то, то неизбежно появился и «тяжеляк».
Сегодня мы начнем с Азербайджана, и не по алфавиту, а исключительно потому, что автору заметки довелось в свое время пообщаться с музыкантами самого известного и сильного (на наш взгляд) хард-рокового коллектива из этой страны. Но обо всем по порядку.
С конца 60-х Баку был важным центром рок-н-ролльной жизни Страны Советов и вполне мог в этом плане соперничать если не с Прибалтикой, то с Москвой, Питером и Тбилиси точно. В городе, в основном в различных ВУЗах, существовало множество ансамблей, регулярно проходили рок-фестивали и сэйшены, на которые частенько приезжали рокеры и из других городов. В середине 70-х лидерами бакинской рок-сцены были группы Ашуги из Азнефтехима и Эксперимент ОК из мединститута. Последние, в духе своего названия, много экспериментировали в плане «скрещения» азербайджанской народной музыки с хард-роком. Качественных студийных записей эта команда после себя не оставила, но представление о ее звучании получить можно, в частности, по номеру «Bizim Dağlar» (Наши горы):
Ютуб-канал Eldar Mansurov
Не металл, конечно, но что-то общее, например, с «хипами», точно есть. Как и выраженное «проговое» влияние.
Во второй половине 70-х рок-движение в Азербайджане пошло на спад. Но не потому, что рокеры подвергались там каким-то серьезным гонениям. Просто значительная часть рок-музыкантов ушли в другие, более актуальные и «денежные» на тот момент жанры — в эстрадную музыку, электронику, фолк-джаз, позже в диско и «новую волну». На больших фестивалях, таких как «Бакинская осень», которые продолжали проводиться, преобладали разнообразные варианты обработок народной музыки (мугама), поп-, софт- и арт-рок. Возрождение «жесткого», в том числе тяжелого рока в республике началось в конце 80-х, когда в Баку и некоторых других городах, также, как и повсюду в Союзе, возникли рок-клубы и стали вновь проводиться чисто «рОковые» мероприятия, в которых могли принять участие как профессионалы, так и любители. Наиболее известными из них стали ежегодные фестивали бакинского рок-клуба, на которых ярко блистали и команды хардовой направленности. Одной из них была, в частности, группа Разум, которая выступала с русскоязычным репертуаром. Состав команды, лидером которой был гитарист Тофик Кулиев, отражал реалии тогдашнего Баку — в нем вместе играли армяне, азербайджанцы, грузин… В 1989 году «разумники» стали главными звездами третьего рок-клубовского фестиваля, от которого осталась запись их выступления, к сожалению, неважного качества, но вполне позволяющая оценить уровень и потенциал группы:
Ютуб-канал Группы СССР
В начале 90-х ансамбль прекратил свое существование, так и не записав давно планировавшийся «студийник». Причины этого понятны, а ощущение надвигавшейся на республику беды очень хорошо выразила в своей песне про родной город Сумгаит еще одна русскоязычная группа - Дебют, в которой вместе выступали русские и азербайджанские ребята:
Ютуб-канал Рок Энциклопедия
Эта неплохая команда, лидером которой был гитарист, вокалист и автор большей части материала Расим Гасымов, тоже не пережила начало 90-х…
Там же, в Сумгаите собрались вместе и главные герои сегодняшней заметки — участники группы Yuxu (Сон).
Отец-основатель Юху (так читается название команды на азербайджанском) — басист Ибрагим Эмин, как и большинство его коллег по цеху, начинал с исполнения каверов «классиков» харда, в середине 80-х играл в группе Weqibond, а в 1988 году решил собрать команду, изначально ориентированную на коммерческий успех с репертуаром на азербайджанском языке. Времена тогда уже были неспокойные, особенно в Сумгаите, и отчасти поэтому коллективу было дано подчеркнуто «нейтральное» название, а в текстах песен упор был сделан на лирику. В состав группы, помимо Эмина, вошли вокалист Джасур Нематов, гитарист Намыг Нагдалиев и барабанщик Чингиз Эйвазов. «Сонники» сразу же решительно нацелились на главный тогда в республике музыкальный конкурс — Бакинскую осень. Сразу же был сочинен и записан первый хит — “Xəzərin sahilində” (На берегу Каспия), с которым в 1989 году группа завоевала-таки намеченный приз. Кстати, текст этой песни был написан отцом Эмина Ибрагимова:
Ютуб-канал Yuxu Yuhu
В конце 80-х и начале 90-х «сонники» довольно активно выступали, снимали клипы и записывали музыку. Вот одна из их наиболее «тяжелых» композиций, исполнявшихся группой в то время — «Şər» (Зло):
Ютуб-канал ahmedoff
Постепенно известность Yuxu перешагнула границы республики. Так их главный «каспийский» хит был издан на сборной пластинке в Германии, а клип на него привлек внимание музыкальных продюсеров во Франции, куда группу пригласили в 1992 году. Путь в Париж лежал через Стамбул, где музыканты в результате ограбления лишились денег, документов и части аппаратуры. Времена тогда были еще те, и на помощь своего, только что обретшего независимость государства рассчитывать было нечего. Пришлось выкручиваться своими силами. «Сонникам» удалось договориться о выступлении в одном их местных баров, где гостей, выглядевших совсем не по рокерски, говоривших и певших на не до конца понятном для слушателей языке, сначала приняли настороженно. Но когда ребята, приняв для куражу по поллитра, что называется, «дали жару», восторг местной аудитории, понимающей толк в роке, был полным. Группа сразу же получила множество приглашений и в результате… осела в Турции. Там были записаны три «студийника» Yuxu. Вот номер со второго из них — «Sumqait», посвященного родному городу музыкантов: «Dünya dəyişir» (Мир меняется):
Ютуб-канал Toghrul Rahimli
В середине 90-х автору заметки довелось пообщаться с музыкантами группы после их выступления, надо признать — блестящего, в одном из стамбульских баров. У ребят, особенно с учетом тогдашней ситуации у них на родине, все было хорошо: концерты расписаны на месяцы вперед, есть жилье, имелись новые интересные предложения и проекты. Чуть позже «сонники», помимо концертных выступлений, занимались преподавательской деятельностью, а гитарист Намыг Нагдалиев работал с ведущими турецкими исполнителями, в том числе с Халюком Левентом и Кирачем. Однако в конце-концов в Турции остался только он. Эмин и Чингиз все же вернулись на родину, где продолжили заниматься музыкой. Джасур переехал в Россию. Окончательная точка в истории Yuxu была поставлена в июле 2019 года, когда не стало Эмина Ибрагимова. И мы закончим сегодня одной лучших песен легенды азербайджанского рока - «Aldatdın məni sən» (Ты меня обманула):
Ютуб-канал Zaur Məmməd
Продолжение следует.
Автор статьи - МЮ.
Предыдущие материалы по теме: