После некоторого перерыва возвращаемся к нашей версии истории советского хард-рока. После Украины — на Кавказ.
Наше путешествие по рОковому Закавказью начнем, само собой, с Грузии. Музыкальность грузин на нуждается в дополнительном упоминании, не случайно в советское время в небольшой в общем-то республике работало почти два десятка профессиональных ВИА, успешно гастролировавших по всей стране. Достаточно вспомнить Орэра, ВИА-75, Иверию, Диэло, Аиси, Лабиринт, детский ансамбль Мзиури… У всех у них в репертуаре были песни иностранных исполнителей, как теперь говорят — «каверы». Встречались среди них и хард-роковые номера. Ансамбль Иверия Александра Басилая был вообще, по-видимому, самым первым, кто в СССР выпустил официальную пластинку с «тяжелой музыкой». Это был гибкий «миньон» в журнале «Кругозор» с композицией «Июльский дождь» (интересно, почему вдруг «дождь», ведь в штате ансамбля (!) были профессиональные переводчики?). Он вышел в 1973-ем, через год с небольшим после появления «Хиповского» оригинала — «July Morning». А уже на следующий год Иверия выпустила нормальную «жесткую» пластинку с песней «Восход солнца» (Sunrise), еще через год — с номером «Дочь дьявола» (Devil’s Daughter).
Выбор для каверов музыки Uriah Heep был вполне понятен — кого еще каверить грузинам с их врожденным чувством многоголосия, если не лучшую на тот момент по части вокала и мелодизма западную группу?
Ютуб-канал Степан Вербицкий
Включали грузинские музыканты элементы харда и в аранжировки своих собственных композиций. Вот, например, ария Черного ворона из мюзикла «Свадьба соек» той же Иверии:
Ютуб-канал kwaker008
Основой «тяжелого звука», как известно, в большинстве случаев является работа гитариста. Одним из самых известных, в том числе и не международной сцене, грузинских рок-гитаристов является Темур Квителашвили, мастерству и безупречному вкусу которого в своих лучших композициях и, особенно, в концертных номерах и каверах, обязаны многие музыкальные коллективы из закавказской республики, включая Орэра, Диэло и ту же Иверию. Темур, еще в 1990 году выпустивший сольную пластинку «Ностальгия» с инструментальной музыкой, может играть в самых разных стилях, не последнее место среди которых занимает и старый добрый гитарный хард-рок:
Ютуб-канал ALEXEY0678
Высшей точкой развития «классических» грузинских ВИА был созданный в середине 80-х Ансамбль телевидения и радио Грузии, имевший и собственное имя — Театрон. В нем, кстати, пару лет успел поиграть и Квителашвили. Эта была по-сути «нормальная» рок-группа, в арсенале (или репертуаре) которой были и вполне себе хард-роковые (или точнее AORовые) номера, например записанный в 1990 году «Бог»:
Ютуб-канал Рок Энциклопедия
Ну а начиналась «тяжелая» музыка в Грузии, как, наверное, и везде, с любительских команд, «снимавших» номера западных героев рока. Одними из первых таких групп или, во всяком случае, самыми популярными в Тбилиси в 70-х годах были Квадрат и Бермуха. Из первой, основу репертуара которой составляли номера Led Zeppelin и Deep Purple, в дальнейшем «выросла» известнейшая команда Блиц гитариста Валерия Кочарова, прославившаяся своим участием в фестивале «Тбилиси-80» и шикарной программой «битловских» каверов (поэтому в этот обзор, при всем к нему уважении, Блиц не попадает). Кстати, участником Квадрата был еще один знаменитый грузинский рок-музыкант Михаил Попхадзе, игравший потом на басу в ВИА-75 и том же Театроне, а в последующем ставший священником. Что же касается группы Бермуха («Старый Дуб» из грузинского фольклора), лидером которой был гитарист Бачи Китиашвили, то она, начав еще в 60-х с каверов, к началу 70-х доросла до собственного репертуара и даже записала в середине десятилетия довольно разноплановый «пультовый» магнитоальбом. На нем, помимо «обязательных» для грузинских музыкантов фолк-роковых номеров и блюзовой «классики», были и достаточно интересные композиции, сделанные в стиле, который смело можно отнести к харду и даже хэви-прогу, например, «Daisi»:
Ютуб-канал Рок Энциклопедия
В дальнейшем «дубы» все больше склонялись к джаз-року.
Ну и в заключение стоит вспомнить последний «всплеск» интереса к «тяжелой» музыке, имевший место в Советской Грузии. Он был связан в группой Мцыри, ярко засветившейся на московском фестивале «Рок против террора» 1991 года. Название звонкое и очевидное (на грузинском означает как инока-послушника, так и чужестранца, человека без корней), поэтому, как говорят, в Грузии с начала 70-х годов было несколько рок-бэндов с таким названием. Та же команда, что выступала в столице, была создана в Тбилиси в середине 80-х и изначально ориентирована на актуальный тогда англоязычный хард-н-хэви. Лидерами группы в то время были басист Сосо Камалов и гитарист Автандил Нацарашвили, которого в 1991 году сменил очень талантливый молодой гитарист Гия Пеикришвили. Вот небольшой видеосюжет о Мцыри, относящийся как раз к 1991 году:
Ютуб-канал Katrina TV
Несмотря на явный неплохой экспортный потенциал, прорыва на международную сцену так и не произошло, и в 1992 году группа распалась, так и не выпустив полноценного релиза, хотя отдельные студийные записи сохранились. Как, например, эта, демонстрирующая отличный образец рока на грузинском языке:
Ютуб-канал Katrina TV
На этом на сегодня все. Продолжение следует.
Автор заметки - МЮ
Предыдущая заметка: