Найти в Дзене
Древний Мир | История

Какие способы получить свободу были у раба в Древнем Риме?

Мог ли древнеримский раб получить свободу? Ответ на этот вопрос — конечно мог, и такие случаи были совсем не редки. Давайте в этой статье рассмотрим способы, с помощью которых рабы получали свободу.

У раба было два пути к свободе — законный и не совсем. Незаконный способ — это бегство. На самом деле сбежать рабу в Риме было во многих случаях не так уж и сложно. Если раб жил в городе, то как правило внешне он ничем не отличался от свободного человека. Вопреки распространенному заблуждению рабы не носили ошейники, кандалы или другие предметы явно выделявшие и отличавшие их от свободных людей. Пока рабов в Риме было еще не слишком много такая практика была, но со временем римляне отказались от неё, чтобы рабы не осознавали насколько их много.

Илития и две её рабыни в ошейниках. Кадр из сериала «Спартак»
Илития и две её рабыни в ошейниках. Кадр из сериала «Спартак»

Т.е. раб мог просто выйти за порог хозяйского дома и не вернуться. Бегство для раба было дорогой в один конец. Сбежав от хозяина, раб оказывался вне закона и шансов легализовать своё положение в римском государстве у него не было. В случае поимки его ждало суровое наказание и возврат к прежнему хозяину, а в некоторых случаях — пытки и смерть. Пойманным беглым рабам татуировали нна лбу букву F или слово fugitivus (беглец), а во времена поздней империи вешали на шею неснимаемые ошейники с биркой, содержащей информацию о владельце.

Рабский ошейник с биркой.
Рабский ошейник с биркой.

После бегства у раба выбор был невелик. Либо пытаться выбраться за границы империи, либо податься в разбойники, грабители или пираты. Пытаться затеряться в римском обществе, например перебравшись в другой регион был довольно бесперспективным — без средств к существованию, без пристанища и без связей в римском обществе беглый раб имел крайне мало возможностей прокормить себя. Бежать за границу империи имело смысл только тем, кому было куда бежать, к пример пленный воин варварского племени мог пытаться вернуться в родное племя, при условии, что оно все еще существовало. Если же за границами Рима беглеца никто не ждал, то покидать границы империи было для него едва ли не опаснее, чем продолжать скрываться от римских властей.

Намного безопаснее было получить свободу законным способом. Тут также были разные варианты. Главным, и наиболее частым способом был отпуск раба на волю самим хозяином. Это может казаться странным, но отпускание рабов на волю было весьма распространенной практикой в древнем Риме. Дело в том, что производительность рабского труда была зачастую невысока. Еще больше она падала, когда раб старел, или получал физические травмы. Поэтому рабов не приносивших больше пользы и не окупавших свое пропитание римляне просто отпускали, чтобы не кормить их себе в убыток. Кроме того существовал своего рода неписаный обычай предписывающий отпускать рабов на волю после определенного срока службы (в разные годы этот срок варьировался от 10 до 20 лет). Иногда отпускание рабов на волю рассматривалось как знак расточительства, многие знатные римляне соревновались в том, кто отпустит больше рабов.

Заверение документа личной печатью на перстне. Современная иллюстрация.
Заверение документа личной печатью на перстне. Современная иллюстрация.

Но были варианты освобождения для раба и без согласия хозяина. Чтобы это стало возможным нужно было, чтобы хозяин не соблюдал свои обязанности в отношении раба. Например хозяин обязан кормить раба, давать ему кров и одежду, а также лечить его в случае болезни. К примеру если раб серьёзно заболевал и не получал врачебной помощи за счет хозяина, то по выздоровлении он счинтался свободным человеком.

В древнеримском суде. Современная иллюстрация.
В древнеримском суде. Современная иллюстрация.

Часто бывало так, что раб продавался не в неограниченное владение своего хозяина, а с некоторыми ограничениями. Например, если в договоре купли-продажи присутствовало условие ut manumittatur то хозяин был обязан освободить раба по истечение определённого срока. Также раб мог быть продан с условием не выполнения определённых работ. Так например часто в договорах купли-продажи прописывался запрет на отправку раба за город (рабы на сельскохозяйственных работах жили гораздо хуже городских), на рудники, а для рабынь — на принуждение к проституции. Если эти запреты нарушались, то после обращения в суд раб получал свободу. Правда сам в суд раб обратиться не мог. За него это должен был сделать свободный человек. Обычно это делал прежний владелец раба, тот кто и прописал эти условия при продаже.

Древнеримский врач за работой. Картина современного художника.
Древнеримский врач за работой. Картина современного художника.

Получив свободу раб становился вольноотпущенником, т.е. практически полноценным римским гражданином. От свободнорожденных вольноотпущенники отличались лишь тем, что не могли служить в легионе и занимать некоторые политические должности. Кроме того вольноотпущенник рассматривался как своего рода приемный сын своего прежнего хозяина. Он имел право не свидетельствовать против него в суда, а после смерти половина имущества вольноотпущенника отходила его бывшему хозяину.

Рабы в цепях. Кадр из телесериала «Спартак»
Рабы в цепях. Кадр из телесериала «Спартак»

Кроме того, когда раба отпускали на волю хозяин мог обязать раба продолжать оказывать ему некоторые услуги, к примеру если раб был хорошим сапожником, хозяин мог обязать его каждый год изготавливать для хозяина бесплатно какое-то количество пар обуви, и так далее. Также хозяин мог обязать вольноотпущенника отдавать себе некоторую часть его доходов. А вот дети вольноотпущенников уже были полностью свободными римскими гражданами и могли пойти очень далеко. Например два римских императора — Диоклетиан и Пертинакс были детьми вольноотпущенников.