Найти тему
Little jazz Conversation

Советская кинофантастика. Что посмотреть? Часть 2. + Бонус (советские фантастические мультфильмы!)

Оглавление

1) Бегство мистера Мак-Кинли (1975)

Мак-Кинли – мелкий клерк без всяких карьерных перспектив. Он дерганый и замученный человек, даже в самые трогательные моменты не вызывающий никакого сочувствия. Он мечтает о семье и детях. И вроде бы никаких препятствий нет, его любит женщина, желающая того же самого. Но Мак-Кинли всего на свете боится, поэтому бежит от ответственности в так называемый сальваторий – место, где можно погрузиться в анабиоз и проснуться, например, через 250 лет. Процедура дорогая, поэтому Мак-Кинли ради нее идет даже на преступление.

Честно говоря, несмотря на то, что в качестве режиссера великий Швейцер и в фильме снимается целая россыпь звезд, он получился рваным, нецельным, местами слишком сюрреалистичным и непонятным.

Безумный микс из комедии, песен Высоцкого, темы маленького человека, отсылок на Достоевского и критики капитализма.

Мак-Кинли по сюжету часто снятся сны, и в какой-то момент уже становится сложно определить, где заканчивается сон и начинается повествование.

Поэтому и жуткий, но при этом эффектный финал тоже воспринимается как очередной сон, как что-то ненастоящее.

2) Молчание доктора Ивенса (1974)

-2

«Бегство мистера Мак-Кинли», «Молчание доктора Ивенса» - похожие названия, правда? А есть ведь еще «Завещание профессора Доуэля». Видимо, советским кинопрокатчикам казалось, что некая интрига и наличие иностранных фамилий привлечет зрителей. Вроде как фантастика, да еще и про что-то ненашенское.

В «Молчании доктора Ивенса» тоже умещается сразу несколько жанров и настроений. Сначала довольно неуклюжий, но все-таки саспиенс в стиле Стивена Кинга. Терпит крушение самолет, но часть пассажиров выживает и оказывается в каком-то странном, замкнутом пространстве, из которого невозможно выбраться. Оказывается, их спасли инопланетяне (конечно же, мудрые и добрые, искавшие контакт с нашей цивилизацией, чтобы ей помочь: традиционный для советской фантастики прием). Для переговоров выбирают доктора Ивенса, и он единственный, кому не стирают память, когда пришельцы решают покинуть нашу планету.

Вторая часть – мелодрама об одиночестве и романтических чувствах главного героя к одной из инопланетянок, которая периодически его навещает и решает остаться на Земле.

Ну а под конец все превращается в шпионский триллер. За дело берутся безжалостные спецслужбы, которые начинают в буквальном смысле охотиться за Ивенсом и его неземной возлюбленной, что и приводит к трагической развязке.

3) Крик дельфина (1986)

-3

На американской подводной лодке происходит утечка бактериологического оружия, и весь экипаж заражается каким-то непонятным, но крайне опасным вирусом. Вылечить его невозможно, поэтому кораблю приказывают продолжить боевое дежурство. И вздыхают с облегчением, когда узнают, что подлодка затонула. Но на самом деле моряки лишь сымитировали собственную гибель. Они продолжают бесконечное и бессмысленное плавание, постепенно сходя с ума и превращаясь в настоящих монстров. Они грабят и взрывают проплывающие мимо суда, а в финале хотят отомстить всему человечеству, выпустив ракеты с бактериологическим оружием в разные точки земного шара. Но в последний момент в капитане, кажется, просыпается что-то человеческое и он принимает решение закончить это затянувшееся плавание.

Согласитесь, интересная идея и развитие сюжета, но опять же, к сожалению, нельзя сказать, что реализовано все идеально. Понятно, что в том же Голливуде с большим бюджетом могли бы сделать из этого сценария настоящую конфетку. Но с другой стороны, совершенно точно тамошним актерам не удалось бы повторить ту же глубину образов, какая удалась Армену Джигарханяну, Донатасу Банионису и Ивару Калныньшу.

4) Посредник (1990)

-4

Итак, дано: злобные инопланетяне хотят вторгнуться на Землю. Для этого они используют особую технологию, которую называют «посредник». Это что-то среднее между бластером и электрошокером. При попадании в человека, в него вселяется сознание инопланетянина и полностью его порабощает. При этом сам человек для окружающих вроде как особо не меняется. Единственное, становится безэмоциональным. Например, перестает улыбаться.

Интересная идея, не правда ли? Как можно снять фильм по такому сценарию? Можно как залихватский голливудский экшн, можно как драму с акцентом на переживания и страдания людей.

Но это классический пример перестроечного кино. Поэтому здесь много психодела, сепии, депрессии, грязных улиц и унылых панелек, и внутреннего ощущения какого-то отчаяния и обреченности. Смотреть фильм можно даже не как фантастику, а как слепок эпохи.

5) Третья планета (1991)

-5

Александр Рогожкин, автор «Особенностей национальной…», на заре своего творческого пути снимал и фантастику.

Главный герой вывозит свою больную дочь, которой никто не в состоянии помочь, в особую зону, где живут мутанты, сверхцелители. Эта территория подверглась ядерной бомбардировке, поэтому она заражена радиацией. Закрытый мир, который живет по своим законам. И они не всегда подчиняются даже природе. Но герои настырно и безжалостно продвигаются вперед, исходя из своей земной логики. Предъявляя ко всем претензии, все подвергая сомнению и даже высмеиванию. Из грубого, материалистического и упаднического мира, который очень хорошо показан в завязке фильма, они оказываются в сказке. И разрушают ее, обрекая всех жителей этого хрупкого мира на гибель. Финал, как принято в кино тех лет, жесткий и не оставляющий никакой надежды.

6) День гнева (1985)

-6

Тоже зона (видимо, успех «Сталкера» долго никого не отпускал), только не мутанты-целители, а разумные медведи (!) и молчаливый проводник, гениально сыгранный Алексеем Петренко.

Медведи или, как их называют, отарки – это результат эксперимента, который вышел из-под контроля. В специальных лабораториях они превращают людей в себе подобных и, кажется, могут со временем поглотить человеческий вид, ведь они умнее, сильнее и развитее людей. Проводник, который сначала следовал железному правилу ни во что не вмешиваться и даже возомнил себя как будто бы хранителем этой странной зоны, в итоге делает свой выбор. И, кажется, спасает человечество.

P.S. Сцена с медведем, который неожиданно выпрыгивает на главного героя в лаборатории, одна из самых страшных, которые я видел. С точки зрения кинотехнологий, эта попытка скримера настолько ужасна и нелепа (ну то есть буквально ростовая кукла с мехом в убогих декорациях), что это становится почему-то до мурашек страшно. Я, например, реально подскочил со стула и даже вскрикнул.

-7

Ну и, конечно, кроме фильмов, в СССР были и фантастические мультфильмы. И для тех, кому интересно, что еще снимали, кроме "Тайны третьей планеты" - небольшой рекомендательный список:

Перевал (Союзмультфильм, 1988)

Вампиры Геоны, Хозяева Геоны (Экран, 1991, 1992)

Контракт (Союзмультфильм, 1985)

Будет ласковый дождь (Узбекфильм, 1984)

Возвращение (Союзмультфильм, 1980)

Сражение (Киевнаучфильм, 1986)

Здесь могут водиться тигры (Экран, 1989)

Урок (Арменфильм, 1987)

Тир (Союзмульфильм, 1979)

Ветер (Арменфильм, 1988)

Полигон (Союзмультфильм, 1977)