Найти тему
Hyundai XTeer

Почему нет контроля за подделками моторных масел на государственном уровне

Оглавление

Эта тема активно обсуждалась в 2021 году. Писали и говорили о том, что из-за большого количества подделок моторных масел в нашей стране их вот-вот включат национальную систему глобальной прослеживаемости и сплошной маркировки товаров, которая называется «Честный знак». Однако после известных событий процесс, что называется, спустили на тормозах – на рынке смазочных материалов началось такое, что стало не до маркировок – не остаться бы вовсе без масел. Теперь же, когда стало ясно, что без масел, хороших и не очень, россияне не остались, тема вновь стала актуальной.

Под знаком

Как выглядит обязательная маркировка товаров, читатели, скорее всего, уже много где видели. Наклейки либо нанесённые прямо на тару изображения с кодом Data Matrix, который содержит информацию о продукции в базе данных Национальной системы маркировки «Честный знак», можно заметить и на обуви, и на пиве, и на бутилированной питьевой воде, и на молочной продукции.

Почему бы то же самое не сделать и с автомаслами?
Почему бы то же самое не сделать и с автомаслами?

Как видим, код похож на QR-код значок, но это не он. Чтобы его считать, требуется специальное приложение системы «Честный знак». Сам код содержит информацию из специальной базы данных, которую собирает и ведёт Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — назначенный Правительством РФ официальный оператор системы. В результате как магазины, закупающие товары у крупных поставщиков, так и конечные потребители, приобретающие товары в личное пользование, имеют возможность мгновенно «пробить» их по базе, дабы удостовериться, что они подлинные и качественные.

Контрафакт – в блок!

О планах создать единую систему прослеживаемости товаров Правительство РФ объявило ещё в 2017 году, после чего вышел и соответствующий федеральный закон, введший понятие «обязательная маркировка». Начать эксперимент было решено с шуб и табачных изделий. Затем «под раздачу» попали обувь, духи, пиво, велосипеды, фотокамеры, шины, текстиль и молочная продукция. С 1 сентября этого года маркировать «Честным знаком» начнут детскую воду, безалкогольные напитки, медицинские препараты, кресла-каталки, БАДы и антисептики. А в феврале 2023-го был даже запущен эксперимент по внедрению системы, технически блокирующей продажу просроченного либо нелегального табака.

Будет ли что-нибудь подобное в ближайшее время внедрено и для моторных масел? Учитывая тот факт, что доля фальсификата на российском рынке товаров этой группы местами доходит до 50-60% (по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры»), такая мера видится отнюдь не лишней. Так почему же тогда к ней до сих пор не прибегли?

Нет инициативы – нет и маркировки

О создании рабочей группы по введению маркировки моторных масел в рамках ЦРПТ речь велась ещё в 2019 году, когда доля подделок среди моторных масел, по оценкам экспертов, держалась на уровне 20% (исключая некоторые регионы, где объем фальсификата уже тогда достигал 60%). Однако группа так и не была создана. Вопрос – почему?

К слову, фактов продажи поддельной продукции южнокорейского бренда HYUNDAI XTeer в России пока зафиксировано не было.
К слову, фактов продажи поддельной продукции южнокорейского бренда HYUNDAI XTeer в России пока зафиксировано не было.

Дело в том, что заказ на изготовление кодов и включение товаров в систему «Честный знак» должен исходить от самих производителей (импортёров). Это они – представители отрасли – должны выступить с инициативой и попросить органы исполнительной власти ввести обязательную маркировку. Так почему же не просят?

Очевидно, просто потому, что не хотят, и причины у этого нежелания достаточно понятные. Во-первых, сами коды нужно оплачивать поштучно (по аналогии со штрих-кодами). Таким образом, чем больше товаров необходимо промаркировать, тем больше денег на это потребуется. Во-вторых, производитель (импортёр) наносит коды на свои товары самостоятельно, то есть весь процесс нужно как-то организовать, использовав собственные рабочие ресурсы и закупив для этого соответствующее оборудование. Учитывая всё это, выходит, что маркировка для честных производителей и импортёров — это, в первую очередь, дополнительная, причём весьма ощутимая, статья расходов. А «вешать себе на шею» новое финансовое бремя, когда расходы и без того растут по всем фронтам, хочется чуть более, чем никому.

Быть или не быть обязательной маркировке моторных масел?..
Быть или не быть обязательной маркировке моторных масел?..

И потом, прямой вред от рыночного мошенничества получают, так или иначе, конечные потребители. Значительный ущерб несут также и розничные продавцы, чья репутация от продаж контрафакта страдает в первую очередь. Однако от волеизъявления что первых, что вторых в описываемом вопросе ничего не зависит. Те же, чья воля имеет значение и может ускорить процесс, хоть и всецело за порядок на рынке, но никак не за лишние расходы для себя, особенно в текущей рыночной ситуации.

Наконец, львиную долю поддельных масел сейчас составляет фальсификат брендов, которые официально Россию покинули. Соответственно, ни производителей, ни официальных импортёров в стране нет. Стало быть, и данные о продуктах в систему «Честный знак» передавать формально некому. Таким образом, обязательная маркировка на эту «серую» часть рынка не может повлиять ровным счётом никак. Остальным же представителям отрасли, как уже было сказано выше, выгода от введения обязательной маркировки пока не вполне очевидна.

На что же опереться в выборе товаров покупателям и честным продавцам, пока маркировку моторных масел не ввели? Об этом читайте в нашем следующем материале!