Найти в Дзене
Максим Лазутин

Гаджеты и образование

Оглавление

Разного рода девайсы стали частью нашей жизни довольно давно - от удела избранных в 90х - начале 00х до наличие у 9 людей из 10. Но тут есть одна закавыка: человеческая психология. В ней есть такой парадокс - каким бы полезным не было нововведение, со временем его станут использовать исключительно для получения удовольствия.

Когда интернет только появлялся, все радовались тому, что теперь будут доступны все книги и знания мира. Но почему-то вместо этого все лайкают картинки с котиками и мемасики. А как же все знания мира? Но шут с нами - взрослыми. Мы в большинстве своем личности устоявшиеся и способны (по идее) дозировать время и делать не то, что хочется, а то, что необходимо. А вот дети - это уже другая история.

Форматирование сознания

Большинство, подавляющее большинство детей погрузившись в интернет (благо дело (нет) современные телефоны имеют выход туда) проводят время если не за играми, то за сверхкороткими форматами видео. Да, тикток, я на тебя смотрю! Средняя длина видео на платформе - 15 секунд. И если смотреть это постоянно, то мозг настраивается именно на такое восприятие информации. 15 секунд, после чего предыдущая информация выветривается, уступая место новым 15 секундам. Это даже не клиповое мышление (музыкальный клип идет в среднем 3-5 минут), а не пойми что.

Результат на лицо - дети не слушают учителей, потому что им скучно. И не из-за того, что учитель неинтересно объясняет. Просто их мозг уже настроен на восприятие 15 секунд. Дольше их внимание фокусироваться не может. Давайте зададимся вопросом: почему это произошло? Ведь для такого форматирования нужно время. Но ведь и доступ к интернету дети получают не в 10-12 лет. Многим уже года в 3 дают смартфон. А кто его дает? Учителя? Нет, в школу дети приходят лет в 7-8. Воспитатели? У них телефон всего один. Дай его детям, они за него подерутся, да еще и сломают. А вот когда у тебя ребенок один дать гаджет куда проще - не нужно следить, ребенок не надоедает вопросами... И да, уважаемые родители, помнится вы на дистанте хлебнули этого. Не вы ли вопили "мы не справляемся", "они не хотят учить" и прочее. Что-то быстро вы про это забыли.

Обесценивание знаний как таковых

Знаете, чем знания отличаются от информации? Знания подразумевают понимание предмета и его применение. Дети этого не знают, а родители - забывают или тоже не знают. В итоге дети считают, что в интернете хранятся знания в готовом виде. отсюда возникает еще один паттерн мышления: "зачем слушать учителя, если можно спросить Алису?". Давно уже в качестве аргумента используют "загугли" или "тебя в гугле забанили?". То есть, оппоненту предлагают самому поискать аргументы против себя (при том, что их может не существовать).

Вторая ловушка такого паттерна - информация подается под определенным соусом и даже научный факт может быть подан по-разному. Простой пример - кости ископаемых животных. На одних сайтах автор будет описывать их и относить к конкретной группе, а на других ссылаться на отсутствие цельного скелета и говорить, что это фальсификация. Часто применяется такой прием, как возведение единичных случаев в систему. Есть свидетельства фальсификации, значит - все находки фальсификация.

Как видите, "бычки одинаковые, а продали по-разному".

-2

Мы проиграли войну

Нет, я не про переписывание истории и даже не про текущие события. Мы проиграли войну за умы детей. Заметьте, как изменилось значение слова "успех", например. В словарном значении это означает достижение поставленной цели. Однако, каких людей считают успешными? Тех, кто купается в роскоши. И вот они как раз занимают место в умах сразу за очередной игрой в какой-нибудь "Бравл старс".

Для сравнения: среднестатистический учитель знает много, умеет эти знания применить. Но есть ли у него дорогая машина? Может ли он поехать куда-нибудь в Красное море не в кредит, а на свои деньги? Нет. Значит, он не успешный. А вот Настя и Даня - могут. И что, что одна не знает, у кого была фамилия Джугашвили, а второй - где находится Сахалин? Зато у них есть все атрибуты красивой жизни. Значит, они успешные. Так зачем учить все это, если это не влияет на доход. Да, есть эрудиты, но они "из того поколения", они - не авторитет для детей.

То есть самое ценное уже захвачено врагом, а мы лишь потрясаем кулаками. И не предлагайте перемещаться на "их" поле. Во-первых, это будет все равно развлечение, во-вторых, можно лишь накидать фактов, но не добиться понимания и умения знания применять (помните правило 15 секунд?). Ну, и в третьих - все подобные потуги выглядят как самое паршивое шапито. Лично чувство собственного достоинства не позволяет сниматься в подобных роликах.

Как-то так.