Найти тему
Фильманьяк

Дес (2020) - история британского Джеффри Дамера

Чем особенно пугает поведение Нильсена - его равнодушие. В котором словно ждёшь некий подвох, что сейчас он что-то опасное выкинеь
Чем особенно пугает поведение Нильсена - его равнодушие. В котором словно ждёшь некий подвох, что сейчас он что-то опасное выкинеь
1983 год, Лондон. Полицейские прибывают на вызов. В канализации одного из домов обнаружен засор в виде человеческих останков. Кости берут на экспертизу, а между тем уже на следующий день приходится вернуться в злополучный дом. Одна из жительниц видела, как ночью её сосед пробрался к канализации. Этот невзрачный человек, Деннис Нильсен, оказывается маньяком, который уже успел отправить на тот свет более десяти человек...
Нильсен в исполнении Теннанта чем-то напоминает застывшую змею.
Нильсен в исполнении Теннанта чем-то напоминает застывшую змею.

Очередной проект ITV по мотивам историй самых знаменитых убийц в истории Великобритании. Всё начинается с того, что полицейский с тяжёлой жизнью и добрым лицом Дэниела Мейса возглавляет расследование об убийстве, после того как в канализации нашли засор в виде человеческих останков. Убийцу скручивают более чем быстро – им оказывается Деннис Нильсен.

Особо знаменательным становится момент, в котором Нильсен рассуждает про общественные интересы. С ним трудно не согласиться.
Особо знаменательным становится момент, в котором Нильсен рассуждает про общественные интересы. С ним трудно не согласиться.

Его играет Дэвид Теннант, и привычной эксцентрики образов Доктора Кто, Кроули из «Благих знамений» или Барти Крауча из «Гарри Поттера» здесь нет и в помине. Его Деннис Нильсен – как будто мёртв изнутри. Бледноватый, словно подстёртый жизнью, Нильсен сильно контрастирует с окружающими его людьми уже в том, как спокойно вещает о своих деяниях, в то время как прочие ужасаются его рассказам.

Нильсен неожиданно выделяется на фоне других маньяков, когда фрагментарно вспоминает жертв, словно в его сознании действительно совершенно отличительное состояние, некий транс, в котором иногда могут всплыть имена жертв.
Нильсен неожиданно выделяется на фоне других маньяков, когда фрагментарно вспоминает жертв, словно в его сознании действительно совершенно отличительное состояние, некий транс, в котором иногда могут всплыть имена жертв.

Перформанс Теннанта моментально западает в память, поскольку достаточно хорошо фиксирует маньяка как личность – видно и то облегчение, что убийца испытывает в процессе признания, и его реакция на то внимание, которым он отныне окружён. Мотивы убийств Нильсена в чём-то созвучны истории Джефри Дамера, и было бы интересно взглянуть на историю Нильсена именно с его точки зрения.

Откровения маньяка развиваются в двух плоскостях: на допросах с детективом и в диалоге с писателем, который хочет задокументировать жизнь Нильсена.
Откровения маньяка развиваются в двух плоскостях: на допросах с детективом и в диалоге с писателем, который хочет задокументировать жизнь Нильсена.

Но постановщик Льюис Гилберт не стал заморачиваться с воспроизведением бытия маньяка – потому «Дес» представляет собой достаточно стандартный процедурал – детективы допрашивают Нильсена, ищут улики, строят дело. Собственно, после просмотра в памяти остаются только замученный работой персонаж Мейса, да блестящий Теннант, который мог бы в этой роли развернуться куда значительнее, нежели вышло на том сценарном материале, что у него есть.

В голове не укладывается даже не столько вещи, которые убийца творил с телами жертв, а тот факт, что он не озаботился должным образом о сокрытии улик. Как и Дамер, Нильсен словно испытывал мазохистское возбуждение от самого факта существования бок о бок с гниющей плотью его визитёров, которая осталась с ним навсегда.
В голове не укладывается даже не столько вещи, которые убийца творил с телами жертв, а тот факт, что он не озаботился должным образом о сокрытии улик. Как и Дамер, Нильсен словно испытывал мазохистское возбуждение от самого факта существования бок о бок с гниющей плотью его визитёров, которая осталась с ним навсегда.

Вечный вопрос жанра – как зарождается зло – так и остаётся без ответа, и постановщика больше занимает методичный и скрупулёзный процесс работы криминалистов. Не сказать, что это плохо, но и восторг данное зрелище вызовет едва ли.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.