ГОСУДАРСТВЕННЫЕ экзамены в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина были в самом разгаре. Молодцеватый капитан Сергей Гончаров четко и уверенно отвечал на вопросы, стоящие в билете. Подкрепляя свой ответ примерами о патриотизме тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, он рассказал о почине тамбовских колхозников, купивших на свои личные сбережения танковую колонну, вспомнил о своем земляке украинском колхознике Н. А. Жадане, который подарил самолет летчику из Удмуртии капитану 3. И. Макарову. Тут экзаменаторы улыбнулись и посмотрели на председателя подкомиссии. Офицер-выпускник не знал, что сидящий за столом генерал с медалью «Золотая Звезда» и есть тот летчик, который громил врага на дарственном самолете.
Когда началась война, комсомолец Макаров просил направить его в действующую армию. Но на все рапорты получал лаконичный ответ: «Готовить летчиков для фронта — тоже боевая задача». Только в ноябре 1941 года его просьбу удовлетворили.
Через девять месяцев командир и военком 685-го штурмового авиационного полка в боевой характеристике лейтенанта указывали: «Смелый и отважный летчик. За успешные действия по разгрому штаба противника в трудных метеорологических условиях командующий Калининским фронтом и командующий 3-й Воздушной армией объявили ему благодарности».
Макаров умело поражал не только наземные, но и воздушные цели. Первый самолет он сбил 2 августа 1942 года. Группа штурмовиков, в составе которой был и Зосим, без прикрытия вылетела для уничтожения пехоты противника у деревни Добрая (ржевское направление). Достигнув заданного района, «ильюшины» успешно выполнили задание. Но не успели наши летчики взять курс на свой аэродром, как из-за облаков появились «мессершмитты». Начался неравный бой. Искусно маневрируя и умело отбиваясь, штурмовики все дальше уходили на свою территорию. Один из гитлеровцев пошел в лобовую атаку. Макаров как будто ждал этого случая. Когда «мессер» подошел на дистанцию огня, он выпустил по нему длинную очередь. Машина с крестами на фюзеляже задымила и пошла вниз. Однако гитлеровцам в этом бою удалось подбить самолет Макарова. Дотянув до линии фронта, лейтенант на высоте 150 м начал выполнять «петлю Нестерова» и в верхней ее точке каким-то чудом выбросился с парашютом из пылающей машины.
В сознание Зосим пришел в полевом лазарете, куда его доставили пехотинцы. Ожог лица долго давал себя знать, но врачи не смогли удержать отважного летчика. Вскоре он снова стал летать на штурмовки живой силы и техники врага. А 26 августа однополчане поздравили командира звена Макарова с первой боевой наградой — орденом Красного Знамени. Как одного из лучших летчиков, в ноябре 1942 года коммунисты полка приняли его в свои ряды.
Боевой сорок третий год коммунист Макаров встретил уже опытным воздушным бойцом. В мае этого года его назначили командиром эскадрильи, и он отлично справился со своими обязанностями. Особенное внимание Макаров уделял повышению мастерства подчиненных. В свободное от полетов время Зосим изучал с ними вопросы теории стрельбы по наземным и воздушным целям, упорно отрабатывал элементы боевого применения самолета.
В дни битвы под Курском и Белгородом еще ярче проявились способности отважного комэска. 4 июля в 91-й гвардейской штурмовой авиационный полк поступил приказ: нанести удар по танковой колонне в районе Белгорода. Командир части возложил это задание на эскадрилью гвардии капитана Макарова. Комэск каждому летчику поставил определенную задачу. Звену лейтенанта Бориса Майорова вменялось в обязанность подавлять огневые средства противника. Группа Ивана Ермакова являлась ударной, а Николай Павленко возглавил прикрытие. Уточнив вопросы противозенитного маневра и взаимной выручки в бою, Макаров доложил командиру полка о готовности эскадрильи к выполнению боевой задачи.
Вскоре последовала команда на взлет. Однако в заданном районе летчики танков не обнаружили. Под ними простиралось широкое поле с копнами убранного хлеба. Зная, что враг мог замаскироваться, Макаров снизился и стал внимательно рассматривать местность. Он заметил на обочинах дороги отпечатки гусениц, уходящие по направлению к сложенным копнам, и решил их «прощупать» пулеметным огнем. Догадка его подтвердилась. Сбрасывая с машин снопы, гитлеровцы спешно готовились к отражению «ильюшиных». Но было уже поздно. От бомб и пушечно-пулеметных очередей на поле вспыхнули костры. Атаки гвардейцев следовали одна за другой. В этот день гитлеровцы не досчитались много танков.
С каждым днем росло и крепло мастерство отважного командира эскадрильи и его подчиненных. Даже в условиях быстроменяющейся обстановки, как это было на киевском направлении, когда нередко координаты целей передавались по радио на борт летящих самолетов, штурмовики успешно выполняли боевые задачи. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н. П. Каманин, командовавший 5-м штурмовым авиационным корпусом, в своих воспоминаниях пишет, что 17 августа «дважды с КП командующего фронтом генерала Н. Ф. Ватутина поступали команды на перенацеливание групп штурмовиков. Первую группу вел капитан 3. И. Макаров. Она была уже на подходе к переднему краю, когда от генерала Ватутина мне передали новые данные для штурмовки: появилась группа вражеских танков, надо сорвать их контратаку.
Передал по радио капитану Макарову координаты новой цели. От него услышал успокоительный ответ:
— Вас понял, вас понял. Выполняю.
Также успешно была перенацелена другая группа. Возглавлял ее капитан Г. Т. Береговой.
— Успели перенацелить? — спросил через несколько минут генерал Н. Ф. Ватутин.
Доложил, что его приказание выполнено. А вскоре наземные части сообщили на КП, что штурмовики групп Макарова и Берегового успешно «обработали» цель, сожгли несколько танков, расстроив боевой порядок врага и остановив его продвижение... Командующий фронтом вечером поблагодарил штурмовиков за отличную работу».
В конце августа в 91-й гвардейский штурмовой авиационный полк пришло письмо с Украины. В нем сообщалось, что колхозник Н. А. Жадан купил на свои личные средства самолет и готов передать его лучшему летчику. Выбор пал на капитана Макарова.
Получив этот необычный подарок и совершив на грозном «ильюшине» несколько боевых вылетов, Зосим написал Жадану письмо в Печенежский район, Харьковской области: «...я обещаю вам беспощадно громить фашистских гадов. Буду бить их, пока глаза мои видят землю и руки способны держать штурвал грозной боевой машины... Вы, Николай Артемович, совершили благородный подвиг. Отдали делу защиты Родины все, что собирали долгие годы, наживали своими мозолистыми руками. Я буду часто писать вам... а при первой возможности встретимся».
Но увидеться им довелось только через год. К этому времени Зосим Макаров стал штурманом полка и «за успешное выполнение 94 боевых вылетов и проявленные при этом доблесть, мужество, отвагу и геройство», как указывалось в представлении к награде, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Вскоре он получил письмо от колхозника Жадана. Поздравляя с боевыми успехами и высшей наградой Родины, Николай Артемович писал: «Прилетай, сынок. Хочу посмотреть на тебя и на самолет, на котором ты летаешь. Посмотришь и ты, как живем мы теперь без гитлеровской сволоты...». В сентябре 1944 года, используя затишье на фронте, командование разрешило Макарову поехать в гости на Харьковщину. Крепко обнялись при встрече летчик из Удмуртии и колхозник с Украины. Обнялись, как самые близкие друзья, как братья. Их объединяло единое стремление — освободить Советскую Родину от захватчиков. И каждый вносил свой вклад в это благородное дело: один на фронте, другой в тылу.
Вернувшись в полк, капитан на дарственной машине совершил еще 45 боевых вылетов, уничтожая фашистских захватчиков на земле и в воздухе. За успешное выполнение боевых заданий командования он получил 3 сентября 1944 года шестую награду — орден Отечественной войны I степени. В октябре майор Макаров был отозван на учебу в Военно-воздушную академию. Свой самолет он передал достойному преемнику — гвардии майору Г. Ф. Филиппову.
Немало лет прошло с того незабываемого времени. После войны 3. И. Макаров окончил Военно-воздушную академию, Академию Генерального штаба. И до сего дня продолжает безупречно служить Родине, партии, своему народу.
Полковник Д. ЗЕМЛЯНСКИЙ (1972)