Для большинства неискушенных путешественников смотреть в Пизе нечего, кроме, в общем-то, той самой "падающей" башни.
Однако по мнению знатоков, Пиза полна и других достопримечательностей.
Не могу поддержать или опровергнуть ни одно из этих суждений - каждый выбирает свой формат путешествий. Мне этот университесткий городок очень понравился, навреняка, он хранит в себе множество интересных мест. Но на фоне общего объема культурного наследия Италии и в условиях ограниченности проводимого там времени, я решила не углубляться в иные, кроме "падающей" башни достопримечательности этого местечка. Поэтому отвела на него всего несколько часов проездом из Рима во Флоренцию. Этого как раз хватило, чтобы от вокзала пройтись до Пьяцца деи Мираколи (Площадь Чудес - так называют площадь с наклонной башней, собором и баптистерием), осмотреть указанные объекты, понаблюдать за забавными фотографирующимися, пытающимися "подтолкнуть" башню или, наоборот "поддержать" ее, и дойти обратно на станцию, по пути захватив пару памятников, несколько мостов через реку Арно и Цитадель (Читаделла, по-итальянски).
Пьяцца деи Мираколи производит неизгладимое впечталение. Как нельзя лучше сказал о ней русский исскусствовед Павел Муратов в начале XXв (длинно, но красочно):
Во всем мире трудно встретить теперь место, где могла бы чувствоваться, как здесь, прелесть мрамора. Во Флоренции мало мрамора на улицах, и глаз, привыкший к строгости и скромности... бывает положительно ослеплен светлыми мраморными зданиями, возвышающимися на поросшей зеленой травой пизанской площади. Здесь можно на время забыть даже о самой архитектуре всех этих зданий, помня только о священной белизне их стен и о свежей зелени окружающего их луга. Так пизанские мореплаватели, беззаветно преданные гибеллинской вере в Империю, воскресили в своем городе тот античный восторг перед мрамором, который испытывали некогда обитатели далеких греческих островов и граждане императорского Рима. Пизанская площадь кажется созданной чудесно и внезапно в одну ночь, - настолько непонятен нам теперь длительный прилив художественных сил, великой гордости и высшей энергии, пережитый когда-то пизанцами. Никакие исторические сведения не в состоянии так ярко изобразить расцвет Пизы, время ее военной славы и морского могущества, как эти памятники ее архитектуры XII века».
Площадь была заложена во времена этрусков, потом использовалась римлянами - здесь возвышался дворец императора. В период раннего средневековья, после победы в Палермо над мусульманами-сарацинами в 1063 году началось строительство собора (Дуомо, так называются кафедральные соборы в Италии - в каждом городе - свой Дуомо). Пизанский собор строился в течение 55 лет и приобрел идеальные пропорции, которые сделали его одним из шедевров итальянской архитектуры.
Знаменитая башня, которая на самом деле является колокольней, имеет высоту 56 метров.
Вершина башни отклонена от центра на 5 метров, и с каждым годом это расстояние увеличивается. Строительство этого объекта началось в XII веке, и уже тогда было понятно, что грунт под фундаментом может осядать. Но строительство не остановили.
И вот по сей день башня радует сотни тысяч зевак. Конечно, ежегодно, фундамент укрепляют бетонными плитами и еще чем-то. Архитекторы говорят, что еще лет 300 простоит. Наверх я не поднималась - не очень хотелось толпиться на лестнице и смотровых площадках.
Баптистерий ("крестильня") в Пизе представляет собой здание диаметром 39 метров.
Он является самым большим баптистерием в мире и восхищает своей гармоничностью и продуманностью сюжета. В нижней части сооружения находятся скульптуры, олицетворяющие зло и порок, а над ними возвышаются фигуры святых и пророков.
Акустика пизанского баптистерия считается одной из лучших среди всех культовых зданий Италии.
Вот такие у меня воспоминания о Площади Чудес.
Дальше просто, разевая рот, гуляла по городку.
Открытием для меня стало то, что Пиза- родина Галилея, и вчесть этого, аэропорт, находящийся здесь, носит его имя.
Конечно, прогулялась вдоль реки Арно, где каждый дом-дворец хранит тайны своих прошлых владельцев. Раньше река была полноводной и судоходной, сейчас - разве что маленькие лодочки плавают.
Набережная на одном берегу называется Лунгарно Медичи, а на другом – Лунгарно Галилео Галилея («лунго» — «вдоль», «лунгарно» — дословно «вдоль Арно, набережная Арно»).
Большая часть застройки набережных Арно в Пизе относится к периоду 11-14 веков. В 14 веке вокруг порта была построена крепость Читтаделла Веккья («старая крепость»). Она охраняла вход в Пизу со стороны моря и имела форму прямоугольника. Сейчас от нее осталось немного:
В 1406 году флорентицы Медичи завоевали Пизу и много было перестроено и переделано. Герб Медичи встречается повсеместно, чтобы не забывали, кто в Пизе был хозяином.
После захвата Пизы Медичи нуждались в некоем оплоте внутри враждебно настроенного покоренного города. С этой целью на его воcточной окраине в 1440-1475 годах была построена крепость Читаделла Нуова.
Пиза - это настоящий рай для любителей поблуждать среди старинных домов, прекрасных скверов, старинных дворцов, уютных двориков и оригинальных церквей.
Готическая церковь на берегу реки - одна из самых выдающихся в Европе. Это церковь Санта Мария делла Спина. Она была построена в 13 веке, а чуть позже сюда был помещен шип из тернового венца Христа, поэтому и стала так называться. "Спина" - это значит «Шип».
Жалею сейчас, что мало времени отвела на посещение Пизы - незабываемое место!
Но пора на поезд, впереди Флоренция.
Stay tunnned!