За последний месяц наше информационное агентство рассказало о десятке ДТП, в которых участвовали водители с шашечками. В чем причина и безопасно ли ездить на такси пыталась разобраться корреспондент агентства «Минск-Новости».
Сотрудники ГАИ ежеквартально проводят профилактические мероприятия под условным названием «Такси». Так, в периоды с 13 по 17 февраля и с 19 по 23 июня 2023 года в Минске выявлено соответственно 1 212 и 778 нарушений ПДД, которые совершили таксисты.
Хотя инспекторы исправно борются за порядок на дорогах, «враг» все лучше прячется – на заказы приезжают машины без наклеек, а таксистами нынче работают не только водители со стажем, но и офисный планктон, строители и даже студенты.
На дорогах становится все опаснее: по данным минской прокуратуры, за 6 месяцев 2023 года возросло количество погибших в ДТП с 11 до 13 человек. Фигурировали ли столичные перевозчики в этих авариях неизвестно, однако показатель пугает.
Таксист со стажем
Дмитрий – индивидуальный предприниматель, работает водителем такси более 10 лет. Монополия «Яндекс» его совсем не устраивает. По его словам, проблем с конгломератом много, а чтобы не быть голословным, он выделил главные.
Во-первых, самоопределение компании. Согласно данным Минтранса, она оказывает диспетчерские услуги, но сама этого не признает, что позволяет ей не исполнять обязанности диспетчера такси.
– Заказывая такси у международной компании, пассажир не подозревает, что к нему может приехать автомобиль, который банально не соответствует требованиям безопасности, – поясняет Дмитрий. – Бывают случаи, когда на заказ к пассажиру с ребенком водитель приезжает, но необоснованно отказывает в услуге и советует заказать автомобиль по «детскому тарифу» со специальным удерживающим устройством. Хотя ПДД допускают перевозку детей в автомобиле-такси без таких устройств.
Если глубже разбираться, то оказывается, что за безопасность перевозки отвечает все-таки автопарк, который подключается к «Яндексу» виртуально. Этот же парк и подключает к программе водителей. В соответствии с белорусским законодательством, все водители такси должны быть официально оформлены у перевозчика. Однако учредители парков, пытаясь «минимизировать» налоговую нагрузку и исключить бумажную волокиту, но при этом придать легальность своей фирме, подменяют трудовой договор договором аренды транспортного средства, или договором комиссии, или договором поручения, или вообще не подписывают никаких бумаг, а зарплату выплачивают в конверте. Не обращают некоторые автопарки внимание и на стаж вождения водителей, ведь им главное получить свой процент от стоимости заказа. Из-за чего бывают случаи, что на заказ приезжает бесправник.
– В Бресте 18-летняя девушка за рулем машины такси попала в ДТП. Вчера она получила права, а сегодня уже людей возит. По правилам, водители моложе 20 лет не допускаются к управлению автомобилем-такси, – возмущается Дмитрий.
Еще одна проблема – система ценообразования. Та, которую использует «Яндекс», способствует уничтожению конкурентов. Альтернативы приложению почти нет. Стоимость поездки, устанавливаемая с учетом повышенного спроса, вызывает порой вопросы не только у пассажиров, но и у адекватных водителей.
– Бабушку в поликлинику 1-2 км везешь за 8-10 рублей, а после еще одного пассажира через полгорода за ту же стоимость. Выходит, бабушка оплатила часть поездки другому пассажиру? Или вот пример другой ситуации, в одну сторону поездка может стоить 5 рублей, обратно 15 рублей. Так почему не сделать 10 рублей и в одну, и в другую сторону?
Собеседник обратил внимание, что таксометров у водителей почти нет, а соответственно чеки не выдают. В завершение акцентировал:
– Белорус везет белоруса, но до 23 % от стоимости поездки получает иностранная компания. Почему?
Беседа по вызову
За еще одной точкой зрения пошла к работникам монополиста. Вызвала машину в приложении. Через 3 минуты приехал Павел на черном Volkswagen.
– Можно задать вам пару вопросов? –сходу спрашиваю я.
– Пожалуйста, задавайте, – отвечает, ничего не подозревающий таксист.
– А вы постоянно работаете в такси или это так хобби?
– Я кручу руль уже шесть лет. Последние полгода только в Минске, до этого – в Гродненской области. Город не скажу, – хитро улыбается собеседник. – У меня там оформлено ИП и катаются два водителя.
– То есть там вы начальник, а тут работник?
– Получается так. Раньше сам на себя работал, но вот переехал, а оставлять родной город без такси как-то не хотелось. Здесь, кстати, быстро себе угол нашел. Опыт у меня был, поэтому взяли без проблем. Устроился в местный автопарк.
– В «Яндекс» вы имеете ввиду?
– Нет, в ООО одно. «Яндекс» – это только мостик между мной и вами. Но подключить к этому мостику может только автопарк, там же и устраивают на работу. Все сложнее, чем кажется. При этом они оба берут комиссию с заказов.
— Как это?
– За каждый заказ приложение берет комиссию 23 %, а мой непосредственный начальник еще 12 % сверху. Что остается – мое.
– И разве это выгодно?
– Если бы было не выгодно, то никто не работал бы… Приехали – спасибо за поездку.
Обратная сторона медали
Оба собеседника назвали приложение, которое и дает те самые заказы. Долго не думая, я решила сама устроиться в одну из фирм водителем. Точнее не устроиться, а узнать все о трудоустройстве. По запросу «такси» на одном из сайтов с вакансиями размещено более 130 предложений. Наименований такси-фирм очень много. Зарплаты при этом начинаются от 1 300 рублей и достигают 4 500 рублей. Вжилась в роль потенциального работника и позвонила в десяток организаций.
Каждому собеседнику на другом конце провода рассказала свою реальную историю: водительское удостоверение у меня есть с 2020 года, однако стаж вождения – всего полгода. Однако эта история смутила далеко не всех.
После фразы «Звоню насчет работы таксистом» только трое из 10 сразу спросили про опыт работы. Остальные сперва спрашивали на своем авто хочу работать или планирую арендовать? Что интересно, из шести предложений работать на арендном автомобиле (остальные берут только на своем авто) только двое отказали с объяснением: «Это же пассажирские перевозки, поток машин большой, а у Вас опыта считай нет». Остальных ничего не смутило, главное процент отдавай или аренду оплачивай. На рынке такси-работы, оказалось, есть разные варианты занятости. Например, бери машину в автопарке в прокат и хочешь работай, а хочешь не работай. Но каждые сутки – 35 рублей. К загадочной системе с заказами подключат без проблем, но сперва нужно согласиться с условиями аренды.
Еще вариант: процент от выполненных заказов, то есть работаешь посменно, но зарплата зависит от того, сколько работаешь. По такой схеме предлагают от 45 до 58 %. С маленькой пометкой – на руки. Про оформление все хором говорят: «Конечно, оформляем». Но не объясняют, как именно оформляют.
Чем больше вопросов я задавала, тем активнее меня звали на собеседование в офис, мол, с глазу на глаз все обсудим. На одно из таких я даже собралась пойти, но за три часа до момента Х девушка позвонила и попросила отложить встречу.
Руки я не опустила, однако вместо собеседования решила испытать на себе злосчастное приложение. Найти и скачать его мне стоило 3-х минут. Зайдя в программу, я внесла данные своего водительского удостоверения. Далее вопрос: «Как планируете работать?» Выбираю «на арендном авто». В ответ приложение предлагает два автопарка, к которым можно подключиться. Нажала на один из них – выскакивает табличка «При самостоятельном подключении – обязательно связаться с менеджером и подъехать для заключения договора». Значит все-таки отношения между физлицом и парком как-то оформляют.
Дополнение
Корреспондент обращался за комментарием в филиал транспортной инспекции по Минску и Минской области, однако в нем было отказано.