Однажды мне попался тест в интернете, где нужно было дать эмоциональную оценку различным словам. Например, какое значение имеет слово "взбрыкивать": положительное или отрицательное? Или слово "никогда". Или слово "Крепколобый" и другие слова.
Если подумать, то становится понятным, что эти слова могут нести, как положительное, так отрицательное значение в зависимости от смысла, от контекста, в котором они находятся.
Взбрыкивать может конь во время игры, также "взбрыкивать" может означать капризного человека, который отказывается делать что-то необходимое.
Или слово строить. Возможно, строить дом, а возможно козни, или какие-то другие препятствия.
Так же обстоит дело со словом "никогда". Никогда не прощу или никогда не предам?
Поэтому всегда необходимо знать контекст фразы для точного понимания слов из неё.
Похожим образом обстоит дело с оценкой поведения детей. Я очень осторожно отношусь к словам "хорошо" или "плохо" и почти никогда их не использую, давая оценку поведению или работе ребёнка. (Исключение составляют задания по развитию эмоционального интеллекта с детьми с УО или РАС, то есть аутизм. Там необходимо точное разграничение хорошо и плохо).
Поясню.
- Например, ребёнок громко кричит в общественном месте. Наблюдали такое? Это хорошо или плохо?
Большинство людей будут не одобрительно кивать головой, укоризненно смотреть на ребёнка. Кто-то может даже подойти и сделать ему замечание, отругать.
На самом деле нужно знать предысторию этого события, то есть контекст. Ребёнок мог очень сильно устать или он может начать заболевать. Ребёнок может иметь различные нарушения развития (например , УО, РАС, СДВГ ) или даже быть не говорящим и поэтому испытывать сильный стресс от того, что не может выразить свои просьбы или состояние. Поэтому он кричит или визжит. (Да и вообще: делать замечание чужим детям в присутствии их родителей — так себе затея. Лучше спросить родителя: нужна ли ему помощь с ребёнком ?)
- Или вот школьник принёс домой "тройку". Хорошо это или плохо ?
Если это нормотипичный ребёнок , без ОВЗ, то это одна история. Если же это ребёнок с трудностями обучения, например , имеющий смешанную форму дисграфии, то на фоне его постоянных "двоек" полученная "тройка" — это уже некий прогресс, улучшение.
----------------------------------
Вот вам небольшое задание : я напишу некоторые слова, а вы решите : они "хорошие" или "плохие"?
Дерзкий , мчаться, медлительный, нелицеприятный, азартный.
Подумали? А теперь вместе:
- Дерзкий — может быть "наглый" или "смелый" .
- Мчаться — за преступником или от полиции.
- Медлительный — "вдумчивый, скрупулёзный " или "тугодум".
- Нелицеприятный— многие вообще не знают смысла этого слова, а оно значит "не смотрящий на лица", то есть справедливый, непредвзятый.
- Азартный — в спорте/соревнованиях или в казино.
Думаю, вы поняли. Всё зависит от контекста . 😉