Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу рассказать вам всего об одном памятнике находящемся в «Некрополе XVIII века», а так же поделится мыслями о нескольких памятниках века 20, которые он мне навеял.
Батюшкова (урожденная Бердяева) Александра Григорьевна (1760 – 1795)
Сведений о жизни этой женщины прожившей всего 35 лет почти не сохранилось. Известно только, что она происходила из семьи богатой вологодской семьи Бердяевых. В начале 80-х годов 18 века вышла замуж за молодого чиновника Николая Львовича Батюшкова, которому прочили блестящую карьеру. В этом браке родилось пятеро детей : четыре дочери Анна, Александра, Елизавета и Варвара и сын Константин Николаевич Батюшков (1787 – 1855) – выдающийся русский поэт, один из основоположников романтизма в русской литературе. Считается поэтическим предшественником А.С. Пушкина.
К сожалению матушки своей Константин Батюшков практически не знал. Через три года после его рождения в 1791 году на свет появилась младшая сестра будущего поэта Варенька. После её рождения у матери начались приступы душевного расстройства, в дальнейшем перешедшие в тяжелое психическое заболевание.
Николай Львович Батюшков, занимавший к тому времени в Вологде должность губернского прокурора, был вынужден по семейным обстоятельствам подать в отставку, и повез жену в Петербург, где надеялся, её вылечат. Три старших дочери были устроены в пансион, а Константин и его младшая сестра остались с дедушкой и бабушкой.
В 1795 году Александра Григорьевна скончалась и была похоронена на Лазаревском кладбище. Над её могилой безутешный супруг установил памятник в виде вазы из белого мрамора на постаменте
Надпись на плите гласит:
“Добродетельной супруге в знак любви, истинного почитания воздвиг сей памятник оплакивающий невозвратно ее Николай Батюшков купно с детьми своими, 1795”.
Я уже писал в одной из своих статей, что вазы или урны, которая, как известно, символизирует человеческое тело, как сосуд для души, были достаточно распространены в мемориальной скульптуре 18 – 19 веков. В «Некрополе 18 века» их можно встретить едва ли не чаще, чем изображение креста и в общем то это понятно. Но вот знаете ли вы, мои уважаемые читатели, что в 20 веке, когда религиозная символика в нашей стране фактически была под запретом, ваза, накрытая траурным покрывалом, стала возможностью создать надгробие в соответствии с традиционными религиозными канонами но не вызывать тем самым негативных ассоциаций со стороны властей исповедовавших официальное без божество.
Что бы ни быть голословным приведу пару примеров.
4 июня 1937 года в Тбилиси скончалась
Екатерина Георгиевна Джугашвили – мать Иосифа Виссарионовича Сталина. По свидетельству Лаврентия Павловича Берии похороны, о которых официально не сообщалось, прошли с соблюдением всех грузинских погребальных традиций, а вскоре над могилой матери вождя в пантеоне Мтацминда (главный некрополь Грузии) был воздвигнут памятник
который и сегодня привлекает внимание всех посетителей этого скорбного места, даже не знающих грузинского языка.
На центральной аллее Новодевичьего кладбища в Москве многие посетители обращают внимание на памятник, разительно отличающийся от общей помпезной стилистики этого главного некрополя СССР и России.
Это могила Натальи Денисовны Брежневой (1886–1975), матери Леонида Ильича Брежнева. Как видим памятник неброский, но сделан с большим чувством такта и соблюдением всех традиций русской мемориальной скульптуры. Мне доводилось слышать, что коллеги скульптора В.А. Сонина, автора этого памятника, упрекали его в копировании могилы матери Сталина из желания угодить генсеку. В ответ на это Виктор Александрович отвечал, что захоронения Екатерины Джугашвили никогда не видел ни «живьем» ни на фото. Я думаю, что он совершенно не кривил душой, а руководствовался желанием создать достойный памятник простой женщине подарившей миру выдающегося политического деятеля, а урна накрытая покрывалом это один из немногих памятников на Новодевичьем, полностью соответствующих традициям русской школы мемориальной скульптуры.
Рядом находится «коммунальная» могила (как я её называю) родственников Леонида Ильича
Здесь похоронены тесть, тёща, жена, дочь и внук покойного генсека. На скромных могильных плитах Виктории Петровны и Галины Леонидовны Брежневых выбиты распятья, как символ того что эпоха воинствующего атеизма окончилась.
Если уж мы с вами уважаемые читатели «оказались на Новодевичьем», хочу показать вам ещё одно надгробие, разительно отличающееся по своей стилистике, от памятников этого главного некрополя советской эпохи.
Это могила знаменитого российского и советского архитектора, академика
Ивана Владиславовича Жолтовского, одного из главных создателей стиля Сталинский ампир в архитектуре. Наиболее интересным, на мой взгляд, является тот факт, что памятник создавался по его собственному проекту и является одним из наиболее нехарактерных в облике коммунистического некрополя. Рискну предположить, что он, создавая будущее, предпочитал жить в прошлом. В отличие от большинства своих коллег живших в построенных ими домах Иван Владиславович с 1926 года, до самой своей смерти в 1959 жил в особняке постройки 1716 года по адресу Вознесенский переулок дом 6/3 стр. 1
Наверное, ему хорошо жилось и работалось в этом доме, где бывали А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский и многие другие исторические личности.
Вот такая у нас с вами мои уважаемые читатели сегодня получилась несколько необычная экскурсия из Петербурга в Москву с «заездом» в Тбилиси. Надеюсь, я не утомил вас своими рассуждениями и мы еще неоднократно поговорим и о Санкт – Петербурге и о Москве и конечно о людях с судьбами которых связаны эти два самых великих Российских города.
Читайте на нашем канале
Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.
А вот теперь мои уважаемые читатели всего вам доброго и до скорой встречи.