Матвей заканчивал семинарию, и скоро предстояли выпускные экзамены. Парень пошел учиться в семинарию по настоянию отца. Его отец, Петр Ильич, был историком, изучал религии и захотел, чтобы его единственный сын стал священником. Мнением самого Матвея никто не интересовался. К слову, семья слыла очень верующей, посещавшей все службы, держащие все положенные посты. Кроме Моти, в семье была и дочь, Анна. Девочка была больна, почти ни с кем не общалась и ходила только в церковь. Школу она не посещала, была на домашнем обучении.
Хоть Матвей и учился в православной семинарии, был одним из лучших учеников, но он любил и погулять, да с девчонками при луне посидеть. Только делал он все тайно, чтобы никто не вычислил его. Хотя наставники скорее всего подозревали, но молчали, ведь пока он студент и спрос с него другой.
И вот, учеба подходила к концу, осталось всего два месяца до экзаменов. Последние каникулы он решил провести вдали от семьи, подумать. Так делали все, уезжала подальше в одиночестве. Кто-то, вернувшись, уходил из семинарии, поняв, что это не его жизненный путь. Наставники всегда поддерживали своих студентов в таком решении. Служение Богу тяжкий труд.
***
Матвей решил провести каникулы в деревне у материной сестры. С теткой он поддерживал хорошие отношения, тогда как мать почти не общалась с сестрой. Уж причину Матвей не знал, да и не особо она ему интересна была. Дома он сказал, что едет в короткое путешествие и связи там не будет. Мать поворчала, но согласилась и даже собрала нехитрый перекус в дорогу.
Добирался парень на электричке, а потом пересел на автобус. До деревни от остановки топать еще как минимум километров семь через лес и поле. Он радовался такой прогулке, шел думая о разном, о будущем. Мечтал о своем.
В лесу было тихо, спокойно и приятно пахло хвоей. Вдруг он заметил девушку, симпатичная особа сидела на поваленном дереве, словно кого-то ждала. Одета в длинную юбку и белую блузку она была очень хороша собой.
- Привет, — поздоровался Матвей.
- Привет. Ты в Березовку? – спросила незнакомка.
- Да, к тетке иду. Погостить приехал. – ответил парень. Он невольно залюбовался девушкой.
- Понравилась? Меня Валентиной зовут. А ты случайно не к Лиде идешь? Слышала у нее племянник должен приехать, — спросила Валя.
- К ней. – удивился Матвей. Обычно тетка не рассказывала о семейных делах посторонним. Странно.
- Ну пошли Матвей, проводишь меня до деревни.
Молодые люди шли по лесу болтая о всякой чепухе, вот и поле показалось, а на горизонте уже и деревня. Чем ближе они подходили к деревне, тем тише становилась Валя. Они подошли уже к старой церкви, когда Валя вдруг остановилась и посмотрела на Матвея.
- Мне пора, но обещаю, мы скоро увидимся. – улыбнувшись, девушка скрылась за церковью. Матвей хотел было догнать ее, но не увидел, девушка просто растворилась в воздухе. Странно все это, подумалось парню.
Парень хоть и учился в семинарии, где изучали разные аспекты религии, в сверхъестественные силы он не верил, как и в призраков. Пожав плечами, он дошел до дома тетки. Лидия встретила его на крыльце.
- Мотя приехал! Дождалась! – тетка едва не плакала, обнимая племянника.
- Что случилось? Тетя Лида, ты плачешь? – взволновано спросил Матвей.
- Ты проходи, умойся с дороги, поешь. Потом поговорим. – ответила тетка.
Спустя полчаса, Матвей сидел за столом и уплетал борщ. Да, все-таки на свежем воздухе и сил больше и аппетит лучше. Парень заметил, что тетка чем-то озабочена и испугана, все время в окно посматривает.
- Так что случилось то? На вас лица нет, — начал разговор Матвей.
- Мы тебя все ждали, всей деревеней. Беда у нас приключилась. Ты кушай. – проговорила Лида.
- Меня? Зачем? - изумился парень.
Тетка завела разговор издалека и пока Матвей доедал борщ и пил чай, она успела рассказать всю историю.
В деревне жила семья Уткиных, обычная с виду. Муж с женой и две дочери красавицы. Школу закончили в соседнем большом селе и пока учились в старших классах жили у своей бабки Фёдоровны. В их то Березовке давно школы нет, да и деревня вымирает, не то, что раньше. Лет тридцать назад здесь даже врач был, священник был еще недавно, да и колхоз приличный, ферма. Жили не тужили, только все рассыпалось в прах.
Девочки, Валя и Аленка переселились к бабке, домой часто наведывались. Только мать девочек очень не хотела, чтоб они у ее матери жили, готова была даже в город к брату отправить. Все дело в том, что Елизавета Федоровна была ведьмой, ее боялась вся округа. Много зла принесла она односельчанам, хотя иногда и добро делала. Всякие слухи про нее ходили, а девчонок обзывали ведьмачками и травили в школе. И если Аленка плакала из-за этого, то Валентина воспринимала с улыбкой. Только вот вскоре обидчики их пострадали кто как, а кто и на тот свет отправился. Теперь и от девушек шарахались. Бабка стала сдавать и вот уже помирать собралась. К тому моменту Алена окончила школу и уехала в город учится, можно сказать сбежала. А вот Валя осталась при бабке, досматривала ее.
После смерти бабки Валя заняла ее место. Хоть и хаяли ее, да в темноте шмыгали в старый дом на окраине по всяким делам, а ведь при свете дня никто бы не признался, что к ведьме ходил. Шли года, уже Валя не девушка, а вполне взрослая женщина, замуж не выходила. Аленка в городе замуж вышла, деток родила и в родную деревню не ездила. С сестрой она тоже не общалась. Родители их к тому моменту уже померли.
Что уж там случилось в селе, где жила Валя неведомо, только внезапно переехала она в родительский дом. Поначалу жила тихо, уж чем зарабатывала местные только гадали. Одета всегда хорошо, да и не голодает видно. В огороде у нее чистота, ни травинки, а грядки как из журнала садовод. Хозяйство держала небольшое. С виду все как у всех.
Только спустя год беды посыпались на деревню. То пожар случился, вся семья погибла, потом градом выбило весь урожай, у самой Лидии корова сдохла. И все несчастья происходили после ссоры или стычки с Валей. А сама Валентина словно провоцировала людей на скандал. Потом ведьма приворожила Сашку-тракториста и тот, как собачка за ней стал бегать. Ни уговоры жены, ни слезы детей не действовали на мужика. Валька наигралась и выгнала Сашку, тот домой вернулся. Только прежним не стал, а через месяц в петле нашли. Вот тут-то люди и озверели.
Шла Валентина из леса с корзинкой, когда на нее бабы напали. Избили сильно, едва живая осталась. Устали боятся, уж лучше в тюрьму, чем в страхе жить. Валя с трудом ушла в свой дом и заперлась там. А люди совсем озверели, ночью к дому ее пришли, поджечь хотели.
А из дома ведьмы вой такой, страх просто. Плач, смех вой, аж вспоминать жутко. Всех проняло, разошлись по домам. Наутро я с соседкой Светланой, пошли к дому Вали. Неспокойно мне было, натворили дел. Все ж человек она, а вдруг и не ведьма, просто совпадения такие. Всю ночь сомнения меня одолевали, а утром пошли. Калитка не заперта, дверь в дом тоже. Скотина околела за ночь, уже вонь пошла. А в доме на кровати Валентина лежит, мертвая.
Видно, в муках умирала, по лицу видно. Только перед смертью все приготовила, и платье, белье, туфли. Готовилась. Мужики скотину то закопали у нее же на огороде. Наскоро сколотили гроб, мы обмыли Валю и в гроб уложили. И вот несут мужики гроб на веревках, боятся браться, а жуть происходит. Сначала ураган налетел, град, ливень. Воды столько налило, что могилу свежую залило полностью. Решили пока в старой церкви поставить гроб, да все же за священником послать. Отпеть надо, чтоб душа ее очистилась и спокойно ушла, а то покоя не будет всей деревне. Вымрет деревня. Когда гроб обратно с кладбища несли, так из гроба вой раздавался. Мужики чуть там на дороге его и не бросили, но сдюжили, донесли. Поставили гроб в церкви и вот ждали.
Послали Степана на машине в город за батюшкой. Не вернулся, попал в аварию едва на трассу выехал. В реанимации до сих пор. Следующий Федор пошел, хотел до остановки и оттуда на автобусе, да не дошел. В лесу волки задрали. В нашем то лесу и волков сроду не было, ну лет пятьдесят точно. Словно не выпускает Валька. Страшно нам стало, дверь в церковь закрыли на засов и ждем. Тебя ждем Мотя, ты наша последняя надежда.
***
Ошарашенный рассказом Матвей смотрел на тетку и мысли метались в голове. Ну попал в историю. В ведьм он не верил, а вот в то, что обезумившая толпа забила женщину поверил сразу. Предрассудки людей творят страшные вещи.
- А то, чем могу помочь? Полицию надо вызвать, или еще какие службы, — растеряно проговорил молодой человек.
- Так ты же священник, вот и отслужи по Валентине. Пусть уже успокоится. – сказала Лидия.
- Я не священник, а только семинарист. Да и не уверен, что стану батюшкой. – смущенно ответил Матвей.
- Не мудри, на тебя столько людей надеется. Избавь нас от духа ведьмы. Она ночами такое творит! – громко сказал тетка. Она явно не ожидала отказа племянника.
Долго уговаривала тетка Матвея, приводя аргументы, потом к ней еще и пара соседей присоединилась. Он им пытался объяснить, что и права отпевать не имеет, не рукоположен еще. В общем к ночи сломали парня, согласился он.
- Завтра с утра проведу службу, хотя и одеяния у меня то нет. – сказала Матвей удрученно. Он уже смирился и надеялся, что об этом случае никто не узнает в семинарии.
- А у нас от старого отца Иоанна осталась одежда.
- Где же сам отец Иоанн? – полюбопытствовал Матвей.
- Помер уж лет пять как. Нового так и не прислали, стоит церковь пустая.
- И служить надо прямо сейчас, а то утра беда случится. – сказала тетка Лида.
- Какая? Ведьма восстанет? Ночью не служат, — категорично сказал парень, глядя в окно.
Матвей про себя подумал, что это очень плохо, место явно не чисто. Священника уж пять лет нет, службы не служатся, никто не молится. Да уж, забытое Богом место. Его внимание привлекла церковь. Она хорошо просматривалась из дома тетки. Вдруг с неба обрушился ливень, молнии сверкали и били рядом с церковью, норовя попасть в купол. Придется служить ночью, дело и впрямь нечисто.
***
Ему принесли чужое церковное облачение, которое было ему велико размера на три. Матвей вспоминал все правила проведения службы и отпевания. Он проговаривал про себя молитвы и шел за теткой.
В старой церкви было пыльно, но запах ладана еще сохранился. Жители деревни в церковь не вошли, оставили его одного. В руке Матвей держал свечу, от которой было мало света в темноте.
Он обошел гроб, в котором лежала женщина. Когда парень посмотрел на ее лицо он невольно вскрикнул. Это была та девушка, Валя из леса. Пребывая в смятении, Матвей нашел в алтаре запас свечей и все расставил по церкви. Стало намного светлей и уютней как-то.
Матвей начал службу, читая молитвы и стараясь не смотреть на покойную. В голове не укладывалось, что он встретил ее в лесу меньше суток назад, когда по словам тетки она уже не первый день мертва. Да и по возрасту, в гробу лежала молодая девушка, а по словам тетки ей за сорок должно быть.
Его обуял суеверный страх, руки похолодели, а сердце билось как бешеное. С трудом взяв себя в руки, Матвей начал читать молитвы. На улице гремел гром, в окно были видны ослепительные молнии.
Вдруг раздался шорох, и легкие шаги. Боясь поднять глаза, парень только стал громче читать заупокойные молитвы.
«Ты пришёл, я ждала тебя» - раздалось в его голове.
Матвей с силой вцепился молитвенник, так что пальцы свело.
«Душу мою спасти желаешь? Так нет ее уже давно!» - с издёвкой проговорил все тот же голос.
Матвей не выдержал и поднял глаза. В метре от него стояла покойная Валентина. Ее глаза затянутые словно бельмами смотрели прямо на него. Парень отшатнулся, осеняя себя крестным знаменем. Он не мог в это поверить, покойные не ходят! Но он не мог поверить своим глазам.
От страха он запинался, опустив глаза в текст. Покойная кружила вокруг, близко не подходила.
«Нет в тебе должной Веры! Ты ничтожество! Ты даже в себя не веришь, а пошел на схватку с ведьмой» - и покойная дико захохотала. Ее смех разносился под сводами церкви.
«А ведь права ведьма, нет во мне Веры. Одни сомнения, страхи, неуверенность. Да мне и жить то не стоит, такому никчемному.» - крутились мысли в голове Матвея.
«Я заберу тебя с собой! Неверующий священник!» - завыла, захохотала жутким голосом мертвая ведьма.
В этот момент стены задрожали, а за окном происходил настоящий апокалипсис. Местные жители стояли под навесом во дворе Лидии и молились. Лида крестилась и молилась за племянника, себя ругала, что отправила его сама на верную гибель.
Матвей в отчаянии почти выкрикивал молитвы. Он поверил в Силы Света и Тьмы, и в то, что он воин Света. Вдруг, там, где висел его нательный крестик обожгло, словно огнем. Жар распространялся по венам, наполняя его силой. Он стал читать молитвы, которые даже не знал, не изучал в семинарии. Слова сами возникали в голове, а он вкладывал в каждое слово свою обретённую силу. Силу Слова Божьего против Тьмы.
Ведьма остановилась прямо перед Матвеем и закричала. Парень ни на секунду не прекращал произносить заветные слова. Лицо Валентины, как и тело менялось на глазах. Словно рябь пробегала по ведьме, меняя ее. Она старела на глазах, и вот уже перед ним не молодая девушка, а древняя старуха, в которой не узнать Валентину Уткину.
В этот момент за стеной все стихло, буря закончилась. Наступил рассвет и первые лучи солнца золотили свод церкви. Обессиленный Матвей смотрел на ведьму, лежащую посреди церкви. Его немного трясло от случившего, но он понял и принял свое истинное предназначение. Сегодня Добро победило в вечной войне, но так будет не всегда. Противостояние Матвея с ведьмой завершилось.
***
Матвей услышал, как отпирают дверь. Местные жители гурьбой вошли в церковь. Лида заплакала, когда увидела живым племянника.
- Все кончено. Положите ее в гроб и похороните. Я подойду чуть позже. – строго сказал Матвей.
Люди шушукались между собой, но беспрекословно выполнили приказ Матвея. Валентину положили в гроб и заколотили его. Тем же утром состоялись похороны. Матвей прочел над могилой заупокойную молитву. Женщину похоронили за оградой кладбища, на всякий случай. После того что Матвей видел, он не стал спорить.
Через несколько дней Матвей собрался в город. Все, что с ним случилось не давало ему покоя. Сомнения прошли, вера окрепла и ему нужен был совет Наставника. С теткой он почти не разговаривал, не знал, что сказать ей. Да хоть и ходили деревенские к нему чуть ли не с поклоном, подарки несли, не взял ничего. Прогнал всех. Перед отъездом он обнял тетку, молча. Не суди, да не судим будешь. Теперь он на это высказывание смотрел по-другому.
Кто знает, как поступил бы он в такой ситуации. Уже в автобусе, ему пришло в голову, что Валентина была послана ему как испытание Веры. И он его прошел, в нем всегда была Вера.
***
Матвей вернулся в город. Он вернулся в семинарию, сдал экзамены. У него состоялся долгий и не самый приятный разговор с наставниками, с Архиепископом. Его конечно наказали, но Матвей с достоинством прошел все испытания. После он пошел учится в специальное тайное отделение академии. Там он стал охотником. Да, трудно поверить, но он стал охотником на нечисть. Воином света против истинного зла.
Обычные люди не видят, не замечают, что демоны и бесы живут среди людей ловко маскируясь. Одержимые тоже не редкость, только им ставят шизофрению и отправляют в психушку. Таких, как он очень мало.
В Березовку все-таки отправили священника восстанавливать церковь. Снова молитвы возносятся к своду этого храма.
Однажды он решил найти Аленку, сестру Валентины. Зачем ему эта встреча, он и сам не знал толком. Алена, то есть Елена встретилась с Матвеем и кое-что прояснила. Оказывается, Валя не по своей воле стала такой. Бабка, по сути, после своей смерти переселилась в Валю. Все годы это была ненастоящая Валентина Уткина. Поэтому Матвей после отпевания и увидел древнюю старуху, истинный облик женщины. Алена сказала ему, что для нее Валя умерла давно, и она всегда молится за упокой ее души. Кстати, Валя была крещенная и до поры до времени храм посещала.
Матвей уверовал по-настоящему, и служил всем сердцем во имя Бога против зла. Вечная борьба между Добром и Злом продолжается.
Навеяно Гоголем....