Говоря об облике Александра Сергеевича Пушкина, мы представляем себе хрестоматийные портреты Кипренского и Тропинина. Это наши детские впечатления, потому что Пушкин. "Солнце русской поэзии", всё такое. Между тем мнения о внешности великого поэта несколько разнятся. Так, многие лицеисты описывают его как русоволосого. Вы так себе представляете русый волос?
Кстати, благодаря классическим репродукциям учебников я не представляла себе истинного размера портрета, сделанного О. Кипренским (64х56). Такой малыш в Третьяковской галерее, по сравнению с полотнами А.Иванова или Карла Брюллова. Замечу, что около него не протолкнуться, по крайней мере, мне не удалось ни четко сфотографировать, ни селфи сделать.
Еще один образ создал Василий Тропинин. В сети есть много материала относительно истории создания портретов: что Кипренскому заказал его А. А.Дельвиг, а Тропинину - друг Пушкина С.А. Соболевский. Как Александр Сергеевич позировал и как оценил свои изображения.
В 9 классе по новой программе для сравнения двух знаменитых портретов предлагается даже сочинение. На мой взгляд, отличная идея - можно поговорить и о личности классика, и о творческой манере двух мастеров, и еще много о каких моментах.
Возвращаясь к русым кудрям, допускаю, что цвет волос мог и поменяться. Еще на одном портрете, заказанном лично поэтом, прическа напоминает черно-белую фотографию. Иосиф Вивьен в 1826 г изобразил Александра Сергеевича в манере, близкой к графической. В двух экземплярах: для соседки Прасковьи Осиповой и приятеля Евгения Баратынского.
Обратили внимание, как отличается у каждого художника взгляд? Не так давно всплеск интереса вызвал обнаруженный портрет якобы Ивана Линёва. До сих идут споры, сделана ли эта картина прижизненно или нет. В любом случае, Пушкин здесь предстает совсем в ином образе. История художника тоже не менее занимательна, почитайте.
Остальные портреты точно написаны после смерти поэта, соответственно еще более могут разниться с реальным обликом. Пожалуй, наибольшее доверие может вызвать работа И.К. Айвазовского: он реально встречался с Александром Сергеевичем на своей выставке в Санкт-Петербурге в 1836 г. Правда, написал портрет он спустя 50 лет.
Судить о портретном сходстве здесь достаточно сложно, Айвазовский, как мы помним, был маринистом - мастерски рисовал морские пейзажи. На другой его картине, посвященной великому поэту, фигуру Пушкина рисовал И.Е. Репин
Тема Пушкина не отпускала Илью Ефимовича Репина еще несколько десятилетий. И в 1911 году он пишет знаменитый жанровый портрет "Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года". Тот самый, глядя на который, вспоминаешь цитату самого гения: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил".
Юное дарование здесь не сравнить с более зрелыми изображениями.
А еще интересным мне кажется не очень знаменитый портрет Карла Петера Мазера. Его заказал П.Нащокин, рассказавший (!) шведскому живописцу о том, как выглядел поэт. "То есть фоторобот?" - спросите вы. Не совсем, отвечу я, так как есть мнение, что К.П. Мазер пользовался посмертной маской А.С. Пушкина. Такие модно было снимать, хотя, на мой взгляд, облик мертвого человека и живого - разные вещи.
Я не писала об изображениях Б.Кустодиева и П.Кончаловского, хотя они тоже по-своему интересны. Полагаю, что чем дальше от 19 века, тем разнообразнее будет интерпретация облика Пушкина. Как видим, все портреты гения русской поэзии уникальны. Думаю, что каждый живописец ухватил в этой гениальной личности что-то свое. И хрестоматийный портрет не обязательно должен быть у вас любимым, а тем более единственным изображением А.С. Пушкина.