На третьем году жизни совершенствуется формирование всех органов и систем органов, малыш становится физически более активным и выносливым. Идёт активное развитие психики, чему должны способствовать воспитательные мероприятия взрослых.
В этом возрасте происходит усвоение понятий: «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Для их закрепления рекомендуется использовать систему поощрений и наказаний.
Активно развивающееся воображение позволяет включать различные ролевые и сюжетные игры. Детям особенно нравится подражать поведению животных, любимых сказочных героев, копировать их движения и звуки. Такие действия способствуют не только физическому, но и умственному развитию, формированию навыка устной речи.
Одни и те же игрушки теперь выполняют множество функций. Они могут выступать и строительным материалом, быть машинкой, человечком или предметом мебели.
Для того, чтобы игры стали источником не только умственного, но и нравственного воспитания, для них нужно создавать соответствующие условия. Нужно поддерживать желание ребёнка играть, приобретать для этого необходимые игрушки, наглядные пособия. Через игру происходит познание окружающего мира. Малыш узнаёт новые предметы, окружающие его, их свойства. Это сопровождается совершенствованием эмоциональной сферы, памяти, воображения, мышления. Трудности, встречающиеся в игре, развивают сообразительность, гибкость ума, стремление добиваться цели.
Обучающие игры у детей трёх лет должны быть направлены на формирование и закрепление следующих понятий: размер, форма и цвет предметов, первоначальные представления об их количестве – много, мало. Рисование, как вид деятельности, становится более осознанным – происходит изучением контуров, форм предметов, формируется навык пространственного расположения вещей. Для рисования в этом возрасте лучше использовать фломастеры. Их легко держать в руке, а рисунки получаются яркими и привлекательными. Можно пробовать и рисование кисточкой.
Для расширения круга тактильных ощущений, совершенствования мелкой моторики руки будет полезна совместная с родителями лепка. Начинать следует с разогрева пластилина. В этом лучше помочь ребёнку, так как руки у него ещё недостаточно сильные. Нужно показать, как пользоваться пластилином, способы работы с ним, вместе пробовать изменять его форму.
Поскольку дети в этом возрасте очень любят подражать – это послужит хорошей почвой для формирования навыка самообслуживания. Не стоит препятствовать в желании помочь взрослому вымыть посуду, убраться в комнате, самостоятельно одеться. Дети уже могут выполнять посильную работу – поливать цветы, принести некоторые вещи, сложить игрушки. Поощрение желания ребёнка принимать участие в домашних делах способствует его трудовому воспитанию ведь малыш уже не хочет, чтобы родители всё делали за него. Ребёнку хочется действовать самостоятельно. Следует с терпением относиться к его желанию выполнять работу самостоятельно и не забывать хвалить.
Для физического развития ребёнка следует активно включать подвижные игры на свежем воздухе и дома, бег, прыжки, приседания, вытягивания, наклоны, лазание. С их помощью воспитываются такие качества, как выносливость, быстрота и сила.
Развитие и воспитание ребёнка на третьем году жизни
2 минуты
3 прочтения
6 августа 2023