Никогда ничьим следам не совпасть
с его гигантскими следами.
Второго Паганини не будет!
Ференц Лист.
- Таким как мы с тобой Дьявол не является. Вот за тебя он даже гроша ломанного не дал бы - посредственность... -
вольная цитата из фильма "Никколо Паганини".
Задумав посягательство на имя великое, Никколо Паганини,
по понятым причинам в памяти всплывает одноимённый фильм наш,
1982 года, без которого сегодня никак не обойтись.
Великолепнейшее, надо сказать, творение! Фильм-размышление...
В нём нет места дешёвым эффектам и жареным придумкам на потребу,
жадной до зрелищ, публики. Только аккуратные вариации
на тему - а кто же он был на самом деле, этот Скрипач Дьявола,
тот самый Никколо Паганини?
Гений? Или всё ж таки Злодей?
Каприс № 24 ля минор. Исп. Максим Венгеров.
"Посвящается артистам" - написал Паганини в заглавии сочинения,
имея в виду то, что не просто исполнитель, а артист-художник способен
сыграть эти каприсы в оригинальном, подлинном варианте.
Да человеком он был...
Дьявольски одарённым, но таки человеком!
И не было никакого контракта с Дьяволом.
Просто так легче всего объяснить неизведанное!
Эту необъяснимую шутку природы, под названием "гений".
Он появился на свет в 1782 году, в семье простого портового грузчика, неудачника и игрока. Родился настолько слабеньким, что при его рождении было предположение, что он скорее мёртв, чем жив.
Как сейчас выяснено, Паганини был "награждён" синдромом Марфана, недоразвитием соединительной ткани, что и объясняет его ненормальную худобу, перекошенные плечи, "демонические" глаза и "паучьи" руки.
Но отца, заметившего дар сына, слабость здоровья Ники нисколько
не смущала - он должен играть! Хотя и сам Никколо не был против.
Люди наивны...
Они думают, что компенсация своих неудач, убогости, нереализованных
амбиций за счёт детей своих, поможет им повысить стоимость себя
любимого, обрести покой душевный, умиротворение = счастье.
Ан нет! Не работает это!
Нельзя свою личную пустоту заполнить за счёт другого, пусть даже
продолжателя рода твоего. Нельзя!
Скудость ума твоего никуда не денется, над этим самому
работать надобно-с!
Тема одержимости, когда "цель оправдывает средства", такая же вечная,
как и поиски смысла жизни. Стал бы Паганини, и еже с ним, к примеру,
Моцарт, тем, кем они стали, если бы не их одержимые папаши?
Думаю, в идеале - это когда (как у Чайковского, Рахманинова и мн. др.)
среда способствует восхождению. И в жестокости нет необходимости...
А ежели нет такой среды? И тебе надо появиться из ниоткуда и другого
способа просто не знаешь? Когда есть дар, но нет естественного пути
его реализации? Вопрос, однако...
Но, как бы то ни было, деспотичный папА превратил жизнь ребёнка
своего в череду бесконечных дней муштры и телесных наказаний,
ограничивая его не только в общем образовании (даже с грамматикой
у Паганини в дальнейшем было всё не очень хорошо), но и... в еде!
Только когда у ребёнка случился затяжной обморок, который приняли
за его кончину, голодные "репетиции" в тёмном сарае, прекратились.
Хм... Потенциальный источник дохода, как оказалось, надо всё ж таки подкармливать! И обучать профессионально. Появился преподаватель.
Правда, судя потому, что Паганини отказывался вообще признавать,
что учитель у него был, метод обучения скрипача Черветто мало
чем отличался от метОды "заботливого" папА.
Удивительно, что Никколо вообще не возненавидел музыку и она
не стала для него ассоциироваться с перенесёнными мучениями!
И что ещё интересно, что в будущем свои отношения с единственным сыном, Ахиллом, он выстроил именно с точностью до наоборот, видимо руководствуясь знанием того, как делать точно НЕ надо! И постарался
дать ему то, чего так не хватало ему в детстве - любовь родительскую...
"La Campanella" (по-итальянски "Маленький колокольчик")
Заключительная часть Рондо скрипичного концерта № 2 Никколо Паганини.
А дальше? Дальше было восхождение!
Благодаря случайности, его игру в церкви, где Никколо подрабатывал
с 8 лет, что вполне устраивало отца, услышал и "продвинул" композитор Джакомо Коста. И юный 16-летний Паганини уезжает из Генуи в Парму.
И вскоре случился его первый концертный тур.
И уже с 19 лет, с момента окончания опеки отца, началась
самостоятельная карьера Никколо Паганини.
Невероятный триумф, признание публики, путешествия по Германии, Франции и Англии, огромные гонорары, успех у женщин, любовь...
А ещё - скандалы, интриги, мифы и легенды
о его связях с бесовщиной, которые он и не пытался развенчивать (пиар?)
и, как результат - отвержение церкви.
- Талант просто не любят, а гения - ненавидят! -
- Нико, бунтовщики не угодны Богу... -
- А что угодно твоему Богу? Кровь? Страдания? -
цитаты из фильма.
Маленький фактик.
Чтоб доказать, что его скрипка, его душа, не есть принадлежность
дьявола, церковь требовала опустить её в святую воду.
Даже подумать страшно, что случилось бы с его инструментом,
пойди он на этот шаг!
Ах да, им это неинтересно, вода ж - "святая"!
Кстати, о птичках... ну о скрипках то есть.
В фильме "Никколо Паганини" звучит музыка в исполнении Леонида Когана. Играл он именно на скрипке дель Джезу.
Джузеппе Гварнери дель Джезу ("от Иисуса") -
лучший мастер из этого знаменитого семейства.
Его скрипки созданы таким образом, что обладают более мощным,
ярким звуком, по сравнению со скрипками Страдивари и больше
подходят для игры в больших залах.
С тех пор, как в 1820-м году Паганини получил в подарок скрипку
Guarneri 1743 года выпуска, он играл только на ней и имя Гварнери снова
стало знаменитым. Эта скрипка и сейчас хранится в музее Генуи.
Хм... А вот странно - среди 37 сонат для гитары
(да, он писал и для гитары тоже!), нет ни одной , написанной в миноре...
Может гитара для него более.. светлый инструмент?
И не такой трагичный и плачущий, как скрипка? Загадка...
Позволю себе маленькое отступление на другой фильм,
"Паганини - Скрипач Дьявола" (Германия-Италия 2013).
Эдакая глянцевая фантазия на "тему" Паганини.
Гламурный мюзикл по мотивам XIX века, ну с очень вольной трактовкой.
По сути, фильм можно воспринимать, как бенефис Дэвида Гарретта, несомненно яркого и харизматичного, блестящего сценического придумщика, но серьёзной драмы, как и вообще ничего серьёзного, в этой киноработе точно нет. Но сольные номера немецкого скрипача-виртуоза замечательны!
Фрагмент из фильма "Скрипач дьявола" (2013).
Дэвид Гарретт - "Венецианский карнавал" Никколо Паганини
Если честно, то Гаррет, с его модельной внешностью, никак
не Паганини, тем более после стойкой ассоциации с образом
Паганини Владимира Мсряна, но...
Может стОит простить подобную вольность создателям фильма?
Номера на самом деле эффектные!
Саундтрек к х/ф "Скрипач Дьявола".
Фактически это адаптированное адажио из 4-го концерта Паганини.
Партия скрипки – Дэвид Гарретт, вокал – Николь Шерзингер.
Оригинал можно послушать ЗДЕСЬ
Ого! Пора заканчивать, боюсь утомить читателя огромностью
повествования, чай не биограф я! 😜
Но от вывода, в аналитических муках рождённого, не удержусь.
Смею предположить, что судьба гения
априори не может быть счастливой в обычном обывательском смысле.
И я, конечно же, не о видимом внешнем благополучии, нет. С этим
у Паганини было всё в порядке, он оставил сыну приличное наследство.
Гений одинок по сути своей, ибо у него не может быть единомышленников, потому как они должны быть... тоже гениями!
Будут поклонники, почитатели, любимые и близкие, но...
Едино(!) чувствующих не будет никогда!
Дорога без конца...
И музыка, которой нет конца.
Они тебя вовеки не обманут!
Ну а если спросят вдруг -
Где любимая и друг?
Промолчи в ответ с улыбкой,
Пусть никто не видит сердце
Поседевшим от разлук...
И песня, "Дорога без конца", написанная уже после выхода нашего
фильма "Николо Паганини", на музыку Сергея Баневича на слова
Татьяны Калининой в исполнении Альберта Асадуллина,
просто как иллюстрация этого пути...
Он прожил 57 лет, умер от туберкулёза.
И почти столько же он просуществовал... после кончины!
56 лет церковь не позволяла предать тело великого музыканта освящённой земле. ЗАНАВЕС.
Надеюсь, что дочитали... И выжили! 😀
ВСЕМ ХОРОШИХ ДНЕЙ! 🥰