Найти тему
Татьяна Корсик

Гений (не злодейство!) Никколо Паганини. Выполняя заявки.

Не знаю, кто автор картины... Как бы попадалась Анна Егорова, но под сомнением великим.
Не знаю, кто автор картины... Как бы попадалась Анна Егорова, но под сомнением великим.

Никогда ничьим следам не совпасть
с его гигантскими следами.
Второго Паганини не будет!
Ференц Лист.

-
Таким как мы с тобой Дьявол не является. Вот за тебя он даже гроша ломанного не дал бы - посредственность... -
вольная цитата из фильма "Никколо Паганини".

Задумав посягательство на имя великое,
Никколо Паганини,
по понятым причинам в памяти всплывает одноимённый фильм наш,
1982 года, без которого сегодня никак не обойтись.
Великолепнейшее, надо сказать, творение! Фильм-размышление...
В нём нет места дешёвым эффектам и жареным придумкам на потребу, жадной до зрелищ, публики. Только аккуратные вариации
на тему - а
кто же он был на самом деле, этот Скрипач Дьявола,
тот самый Никколо Паганини?
Гений? Или всё ж таки Злодей?

Каприс № 24 ля минор. Исп. Максим Венгеров.

"Посвящается артистам" - написал Паганини в заглавии сочинения, имея в виду то, что не просто исполнитель, а артист-художник способен сыграть эти каприсы в оригинальном, подлинном варианте.

Да человеком он был...
Дьявольски одарённым, но таки человеком!
И не было никакого контракта с Дьяволом.
Просто так легче всего объяснить неизведанное!
Эту необъяснимую шутку природы, под названием "гений".

Он появился на свет в 1782 году, в семье простого портового грузчика, неудачника и игрока. Родился настолько слабеньким, что при его рождении было предположение, что он скорее мёртв, чем жив.
Как сейчас выяснено, Паганини был "награждён" синдромом Марфана, недоразвитием соединительной ткани, что и объясняет его ненормальную худобу, перекошенные плечи, "демонические" глаза и "паучьи" руки.
Но отца, заметившего дар сына, слабость здоровья Ники нисколько
не смущала - он должен играть! Хотя и сам Никколо не был против.
Люди наивны...
Они думают, что компенсация своих неудач, убогости, нереализованных амбиций за счёт детей своих, поможет им повысить стоимость себя любимого, обрести покой душевный, умиротворение = счастье.
Ан нет! Не работает это!
Нельзя свою личную пустоту заполнить за счёт другого, пусть даже продолжателя рода твоего.
Нельзя!
Скудость ума твоего никуда не денется, над этим самому
работать надобно-с!

Авторство цитаты выяснили совместными усилиями - Борис Гуменик. Не удержалась, потому как... В точечку!
Авторство цитаты выяснили совместными усилиями - Борис Гуменик. Не удержалась, потому как... В точечку!

Тема одержимости, когда "цель оправдывает средства", такая же вечная, как и поиски смысла жизни. Стал бы Паганини, и еже с ним, к примеру, Моцарт, тем, кем они стали, если бы не их одержимые папаши?
Думаю, в идеале - это когда (как у Чайковского, Рахманинова и мн. др.) среда способствует восхождению. И в жестокости нет необходимости...
А ежели нет такой среды? И тебе надо появиться из ниоткуда и
другого способа просто не знаешь?
Когда есть дар, но нет естественного пути его реализации?
Вопрос, однако...

Григорий Ингер. Паганини. Графика.
Григорий Ингер. Паганини. Графика.

Но, как бы то ни было, деспотичный папА превратил жизнь ребёнка своего в череду бесконечных дней муштры и телесных наказаний,
ограничивая его не только в общем образовании (даже с грамматикой у Паганини в дальнейшем было всё не очень хорошо), но и... в еде!
Только когда у ребёнка случился затяжной обморок, который приняли за его кончину, голодные "репетиции" в тёмном сарае, прекратились.
Хм... Потенциальный источник дохода, как оказалось, надо всё ж таки подкармливать! И обучать профессионально. Появился преподаватель.
Правда, судя потому, что Паганини отказывался вообще признавать, что учитель у него был, метод обучения скрипача Черветто мало чем отличался от метОды "заботливого" папА.
Удивительно, что Никколо вообще не возненавидел музыку и она не стала для него ассоциироваться с перенесёнными мучениями!

И что ещё интересно, что в будущем свои отношения с единственным сыном, Ахиллом, он выстроил именно с точностью
до наоборот, видимо руководствуясь знанием того, как делать точно НЕ надо! И постарался дать ему то, чего так не хватало ему в детстве - любовь родительскую...

"La Campanella" (по-итальянски "Маленький колокольчик")
Заключительная часть Рондо скрипичного концерта № 2
Никколо Паганини. Исп. Иври Гитлис.

А дальше? Дальше было восхождение!

Благодаря случайности, его игру в церкви, где Никколо подрабатывал
с 8 лет, что вполне устраивало отца, услышал и "продвинул" композитор Джакомо Коста. И юный 16-летний Паганини уезжает из Генуи в Парму.
И вскоре случился его первый концертный тур.
И уже с 19 лет, с момента окончания опеки отца, началась
самостоятельная карьера Никколо Паганини.

Невероятный триумф, признание публики, путешествия по Германии, Франции и Англии, огромные гонорары, успех у женщин, любовь...
А ещё -
скандалы, интриги, мифы и легенды о связях с бесовщиной, которые он и не пытался развенчивать (пиар?) и, как результат - отвержение церкви.

- Талант просто не любят, а гения - ненавидят! -

- Нико, бунтовщики не угодны Богу... -
- А что угодно твоему Богу? Кровь? Страдания? -
цитаты из фильма.
Хм... Мракобесие. И лицемерие...

Маленький фактик.
Чтоб доказать, что его скрипка, его душа, не есть принадлежность
дьявола, церковь требовала опустить её в святую воду.
Даже подумать страшно, что случилось бы с его инструментом,
пойди он на этот шаг!
Ах да, им это неинтересно, вода ж - "святая"!

Кстати, о птичках... ну о скрипках то есть.
В фильме "Никколо Паганини" звучит музыка в исполнении Леонида Когана. Играл он именно на скрипке дель Джезу.
Джузеппе Гварнери дель Джезу ("от Иисуса") -
лучший мастер из этого знаменитого семейства.
Его скрипки созданы таким образом, что обладают более мощным,
ярким звуком, по сравнению со скрипками Страдивари и больше
подходят для игры в больших залах.
С тех пор, как в 1820-м году Паганини получил в подарок скрипку

Guarneri
1743 года выпуска, он играл только на ней и имя Гварнери снова стало знаменитым. Эта скрипка и сейчас хранится в музее Генуи.

Хм... А вот странно -
среди 37 сонат для гитары
(да, он писал и для гитары тоже!),
нет ни одной , написанной в миноре...
Может гитара для него более.. светлый инструмент?
И не такой трагичный и плачущий, как скрипка? Загадка...

Позволю себе маленькое отступление на другой фильм,
"Паганини - Скрипач Дьявола" (Германия-Италия 2013).

Эдакая глянцевая фантазия на "тему" Паганини.
Гламурный мюзикл по мотивам XIX века, ну с очень вольной трактовкой.
По сути, фильм можно воспринимать, как
бенефис Дэвида Гарретта, несомненно яркого и харизматичного, блестящего сценического придумщика, но серьёзной драмы, как и вообще ничего серьёзного,
в этой киноработе точно нет.
Но сольные номера немецкого скрипача-виртуоза замечательны!

Дэвид Гарретт. Трогательная работа Веры Войцеховской. С разрешения автора, разумеется.
Дэвид Гарретт. Трогательная работа Веры Войцеховской. С разрешения автора, разумеется.

Фрагмент из фильма "Скрипач дьявола" (2013). Дэвид Гарретт.
Сцена в таверне.

Если честно, то Гаррет, с его модельной внешностью, никак не Паганини, тем более после стойкой ассоциации с образом Паганини
Владимира Мсряна, но...
Может стОит простить подобную вольность создателям фильма?
Номера на самом деле эффектные!

Саундтрек к х/ф "Скрипач Дьявола".
Фактически это адаптированное адажио из 4-го концерта Паганини.
Партия скрипки – Дэвид Гарретт, вокал – Николь Шерзингер.

Оригинал можно послушать
ЗДЕСЬ


Просто пример концертного выступления Дэвида Гарретта-великолепного с оркестром Миланской филармонии Ла Скала.
"
Венецианский карнавал" Никколо Паганини.
Хм... А почему бы и нет?
В принципе,
эпатажа и Паганини было не занимать...

Ого! Пора заканчивать, боюсь утомить огромностью
повествования, чай не биограф я! 😜

Но от вывода, в аналитических муках рождённого, не удержусь.
Смею предположить, что
судьба гения априори не может быть счастливой в обычном обывательском смысле... И я, конечно же, не о видимом внешнем благополучии, нет.
С этим у Паганини было всё в порядке, он оставил сыну приличное наследство.
Гений одинок по сути своей, ибо у него не может быть единомышленников, потому как они должны быть... тоже гениями!
Будут поклонники, почитатели, любимые и близкие, но...
Едино(!) чувствующих не будет
никогда!

Дорога без конца...
И музыка, которой нет конца.
Они тебя вовеки не обманут!

Ну а если спросят вдруг -
Где любимая и друг?
Промолчи в ответ с улыбкой,
Пусть никто не видит сердце
Поседевшим от разлук...

И песня, "
Дорога без конца", написанная уже после выхода нашего фильма "Николо Паганини", на музыку Сергея Баневича на слова
Татьяны Калининой в исполнении Альберта Асадуллина,
просто как иллюстрация этого пути...

Он прожил 57 лет, умер от туберкулёза. И почти столько же он просуществовал... после кончины!
56 лет церковь не позволяла предать тело великого музыканта освящённой земле. ЗАНАВЕС.

Надеюсь, что дочитали... И выжили! 😀

ВСЕМ ХОРОШИХ ДНЕЙ! 🥰

-5