жанр: хард-блюз, блюз-рок
главные композиции: Shapes of Things, Let Me Love You, Morning Dew, You Shook Me, Beck's Bolero
Дебютный альбом британской группы, которую создал после ухода из The Yardbirds Джефф Бек, один из гитарных революционеров 60-х, кто ещё в составе предыдущей группы начал усиленно экспериментировать над утяжелением звучания гитары в рамках британского блюза, преобразовавшегося в обособленный жанр блюз-рока. Собрав воедино все свои наработки и профессиональных, но малоизвестных музыкантов у себя в новой группе, Бек создал совершенно революционный по своему звучанию альбом, который стал настоящим мостиком от утяжелённого блюз-рока (хард-блюза) к формированию хард-рока... Но его значимость была оценена лишь спустя годы, поскольку после своего выхода альбом постигла незаслуженная участь забвения: его полностью забил по популярности вышедший через полгода дебютный альбом Led Zeppelin, преследовавший в целом абсолютно те же цели, что и альбом The Jeff Beck Group, и названный многими критиками впоследствии "величайшим плагиатом" в истории рока. Плагиатом на дебютный альбом Джеффа Бека и компании в плане заимствования новаторского звучания.
По сути все три гитариста, прославившиеся в The Yardbirds, выросли в ней и использовали группу как "трамплин" к своим дальнейшим музыкальным целям, разочаровываясь со временем в ресурсах самой группы, которые особо не развивались параллельно со стремительным развитием британского блюз-рока: Кит Рельф с музыкантами перестали устраивать Джеффа Бека, решившего действовать далее в одиночку и найти более сильных музыкантов к себе в новую группу, оставив на свою голову в The Yardbirds поджидавшего своего часа грамотного и прошаренного в продюсерских и коммерческих делах Джимми Пейджа. Последний выжал всё возможное из остатков The Yardbirds и, тихо понаблюдав, как блюз-рок превратили в хард-блюз Джими Хендикс и Cream, дождался, когда всё это дело подытожит Джефф Бек с новой командой на данном альбоме, а потом, воспользовавшись огромными ресурсами, полученными на продолжение тура уже New Yardbirds, ну и, само собой, благодаря новой крутой команде совершил ход конём, получив нужный выхлоп за нужные деньги - дебютный альбом Led Zeppelin. Новый звук, рекламное продвижение, имя на слуху - бывшие Yardbirds - обеспечили им сходу бешеную славу и коммерческий успех.
Конечно же, у Джеффа Бека и компании не было таких денежных ресурсов и громкого имени. У Бека была лишь гитара, его мастерство и теперь трое прекрасных новых музыкантов, начавших свои блистательные карьеры именно с этого коллектива: вокалист Род Стюарт, бас-гитарист (а потом и гитарист) Рон (Ронни) Вуд и барабанщик Мик Уоллер.
Команда взяла за основу новый утяжелённый звук блюз-рока и выдала на ура абсолютно новаторский альбом. В целом он был построен по классическим канонам британских блюзовых альбомов, но с существенным развитием: большинство кавер-версий и несколько собственных. Но когда слушаешь альбом целиком, ощущение "своя-не своя песня" теряется полностью благодаря абсолютно новаторскому звучанию хард-блюза, где воедино слились профессиональные аранжировки, основанный на максимально "дисторшновых" пассажах Бека, зачастую протометаллических забоях ритм-секции Вуда и Уоллера, и поверх всего этого уникальный и ни на кого не похожий хрипатый голос Рода Стюарта, с одной стороны, совершенно блюзовый по своей манере, а с другой - со своими собственными поп-нотками, которые впоследствии Стюарт разовьёт до своей фишки во время игры в The Faces и рванёт с этим как уже успешный сольный исполнитель.
Возможно, минус последующей несправедливой судьбы альбома состоял в том, что сам Бек не был автором-композитором, а был лишь мощнейшим аранжировщиком с намётанным глазом, который знал, где и как можно использовать грамотно ту или иную наработку. А потому на самом деле: что бы тут ни было сыграно, оно всё звучало как единое целое:
Во-первых, несколько кавер-версий на именитую классику афроамериканского блюза, многие из которых, моё мнение, получили свою наилучшую интерпретацию именно на этом альбоме: Morning Dew, на которой на пианино сыграл Ники Хопкинс, классика Вилли Диксона в лице двух тем: You Shook Me и I Ain't Superstitious. Один из прямых наглых намёков на заимствование принципа построения альбома - песню You Shook Me переиграют на первом альбоме и Led Zeppelin.
Во-вторых, две абсолютные классики: средневековая Greensleeves, некая такая интерлюдия посреди блюз-рок-агонии, и самая известная ария из мюзикла "Плавучий театр" - Ol' Man River, получившая здесь вполне себе блюзовый окрас. К слову, на Ol' Man River бас и хэммонд-орган записал Джон Пол Джонс.
В-третьих, два кавера на недавних коллег, с которыми собственно эти песни Беком и игрались. Shapes of Things - песня The Yardbirds авторства Пола Самвелла-Смита, которая не нравилась Беку в старом исполнении. Соответственно здесь она открывает альбом в "правильном" варианте и задаёт тон всему альбому. Ситуация перекликается с Dazed And Condused с дебютника Led Zeppelin, которую Пейдж также исполнял изначально в составе The Yardbirds, но в их исполнении она ему жутко не нравилась, и второе, почти металлическое дыхание песня получила в уже в интерпретации цеппелинов.
Beck's Bolero, масштабный "полуиспанский" блюз, переходящий в натуральный ядрёный хард-рок, - это самая больная тема с альбома, которая была придумана на масштабом джеме за пару лет до выхода этого альбома супергруппой в составе Джеффа Бека, Джимми Пейджа, Джона Пола Джонса на басу, Кита Муна из The Who на барабанах и Ники Хопкинса, постоянного сессионщика The Rolling Stones на пианино. Как видим, несколько старых друзей из этой компании в принципе принимали участие на этом альбоме. Но сама песня стала камнем преткновения между Джеффом Беком и Джимми Пейджем, надолго поселив между ними вражду из-за спора, кому принадлежало авторство песни. Как видим, на обложке альбома указано "Пейдж", который, в отличие от Бека, был абсолютно грамотным в продюсерском деле и решении авторских прав и умел оставлять в этом смысле последнее слово за собой.
Ну и напоследок: три единственные полностью оригинальные песни отсюда (хотя, конечно же, с заимствованной основой) - авторства Рода Стюарта, одна из которых - Let Me Love You - моя самая любимая с альбома. А Rock My Plimsoul и Blues Deluxe - это авторские импровизации Рода и Джеффа на основе мешанины из блюзов Би Би Кинга, Кёртиса Джонса, Джо Джоси и Лил Сона Джексона.
Другие статьи с упоминанием Джеффа Бека, Рода Стюарта и Ронни Вуда:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.