Найти тему

Рынки на треть заполнены подделками электроники?

В "Коммерсанте" недавно вышла статья

Легко подделались

"Легко подделались. На маркетплейсах растет количество контрафактной электроники". О чем статья - сообщаем тезисно:

Доля подделок техники международных производителей на российских маркетплейсах за год удвоилась и в смартфонах составляет 31% предложений, в ноутбуках — 30%, а в смарт-часах — 63%, подсчитали в IQ Technology.

Эти цифры поражают - не так ли? Да, подделки есть везде и их много. Но так, чтобы треть? Давайте попробуем разобраться в ужасающей статистике.

1. Авторы сенсации - бизнесмены, которые зарабатывают на защите брендов от контрафакта. Сгущение красок им было бы выгодно по причине пиара своей активности. Например, в начале 2023 года эта компания инициировала массовые иски от имени xiaomi.

Массовые иски от Xiaomi Inc. (а по факту от IQ Technology) в адрес розничных продавцов — Право на vc.ru

2. Методология подсчёта неизвестна.

Судя по данным IQ Technology в исследовании было проанализировано 15 тыс. карточек товаров в соответствующих категориях на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете», «Сбермегамаркете» и AliExpress.

Но тут возникают вопросы. Как отбирались карточки для анализа? Какая доля в статистике каждого из маркетплейсов? Включена ли в число маркетплейсов та часть Озона, которая связана с доставками из Китая (Озон Глобал)? Можно ли только на основании карточки товара сделать вывод о подделке, без контрольной закупки и экспертизы? Насколько очевидным для потребителя является контрафактность представленного товара, т.е. есть ли все шансы, что покупатель будет уверен, что приобретает фирменный товар?

Есть и другие вопросы.

Почему в списке нет Авито, где традиционно продается много спорных товаров? Ведь про Авито и подделки тоже много пишут, но классическим маркетплейсом этот ресурс не является, поскольку все расчеты строго через себя не проводит.

-2

Кто-то из продавцов на Авито вообще не скрывает, что продает подделки (реплики). С точки зрения глобальной экономики это все равно нарушение, хотя в таком случае не происходит обмана потребителя, страдают доходы компании изготовителя.

-3

Что касается Али Экспресс, большой вопрос, является ли он российской торговой площадкой?

Кстати, Кто следит за развитием (деградацией) данного ресурса, наверняка заинтересуются статьей о привлечении российской компании ООО "АлиБаба.Ком (Ру) к ответственности за отмену заказа и невозврат денег китайским продавцом.

Защита прав потребителей и AliExpress. Как я судился за отказ от заказа

3. Являются ли подделками технические продукты, не маркированные чужим брендом, но визуально похожие на них? Такие вот красавцы?

-4

Или

-5

4. Рынок против катастрофических оценок экспертов из IQ Technology. Президент АКИТ (в ассоциацию входят Wildberries, Ozon, DNS и др.) Артем Соколов заявил, что, по данным организации, доля подделок на площадках не превышает 0,1%.

5. Очень хитрую позицию представил рынок и в отношении виновных в засилии (если оно есть) подделок на марктеплейсах.

Собеседник “Ъ” в одном из маркетплейсов пояснил, что из-за поправок к закону о правах потребителей в 2018 году (см. “Ъ” от 19 июля 2018 года), куда добавили определение понятия товарных агрегаторов в интернете, площадки не могут вмешиваться в описание товаров от заявителей. «Если маркетплейс поменяет или уберет в описании товара слово "оригинал", отвечать за продукцию будет уже самостоятельно, чего делать никому не хочется»,— сказал он.

Если кто-то не знает, поясняем, что т.н. закон "об агрегаторах" принимался под невероятным давлением маркетплейсов. Его редакцию, фактически, написал и защищал рынок, продавливал ее и опекал от любых изменений.

Маркетплейсы наотрез отказались нести какую-либо ответственность за качество реализуемых через них товаров.

Как следствие - двукратные цифры роста маркетплейсов и вымирание интернет-магазинов как класса.

Что касается ответственности за описание товаров - здесь тоже сплошной обман и выворачивание наизнанку фактов. В законе написано, что маркетплейс несет ответственность за убытки потребителя, если они связаны с искавжением информации, представленной продавцом. Эта норма совершенно об ином: о том, что искажение информации - зона ответственности марктплейса, если он перепутает цену, комплектацию, размер скидки и прочее, то будет отвечать рублем. Но теперь мы прекрасно видим, как этой нормой принято обосновывать свое бездействие в борьбе с сомнительным ассортиментом.

Для покупателей сейчас есть три простых совета.

1. Слишком низкая цена (разница 15% и более) - повод для того, чтобы внимательно изучить продавца и его товары.

2. Вернуть товар крупному маркетплейсу или продавцу будет намного проще (хотя это не гарантия). Не покупайте товары через телеграм, вацап, инстаграм, Авито - если не уверены в продавце.

3. Договаривайтесь о проверке товара по маркировке, коду, серийному номеру, голограммам, упаковке, комлпектации. В интернете очень быстро появляются ролики о том, как отличить подделку того или иного товара. Как-то раз мы в редакции приобретали новинку от Sony - интернет уверенно сказал, не переживайте, подделки еще не успели выйти на рынок.

-6

Хороших Вам покупок!

А еще смотрите другие наши полезные материалы.