В этой статье пойдёт речь не разбойниках, которые буйствовали в лесах, а о тех, кто грабил на водных гладях морей. Как только их не называли: корсары, каперы, флибустьеры, в любом случае они были морскими разбойниками или просто пиратами. Или как в известном мультфильме “Бременские музыканты” - “Романтики” с большой дороги.
Морские разбойники действовали во все времена. При этом, когда страны испытывали экономический подъём, начиналась развиваться торговля, в частности морская, то расцветало и пиратство. Так в Древнем Риме сам Юлий Цезарь побывал в плену у морских пиратов. А выдающийся римский полководец Гней Помпей Великий, приложив огромные усилия, смог всего за шесть недель полностью очистить от пиратов Западное Средиземноморье.
Практически у всех пиратов судьба была незавидная: или они погибали при абордаже торговых судов, или от избытка алкоголя в тавернах или, самое главное, на виселице. Но есть два знаменитых пирата, которые закончили свою жизнь в лучах славы. И о них пойдёт речь в этой статье.
Хайреддин Барбаросса
Европа XVI века - это эпоха Возрождения не только культурного, но и в первую очередь экономического. Поэтому, как было сказано выше, и морское пиратство расцвело буйным цветом в самом оживлённом, в плане морской торговли, Средиземном море. И тут, конечно, как в любом случае пиратства, были свои “звёзды”. Но самым непревзойдённым героем среди пиратов, наводивший ужас на мирных торговцев и их пассажиров, главарём пиратского сообщества с которым многие средиземноморские властители хотели бы иметь дело, был небезызвестный Хайреддин Барбаросса.
Настоящее его имя было Хызыр, но приняв ислам, стал именоваться Хайреддином. Среди пиратов существовала практика заводить себе прозвище. Так, например, знаменитый пират Карибского моря Эдвард Тич был известен как “Черная борода”. Так и Хайреддин перенял у своего старшего брата прозвище “Барбаросса” (от итальянского – рыжая борода), у которого была густая рыжая борода.
Его старший брат ещё раньше занялся пиратством и при этом достиг значительных успехов. Он вовлёк и своего младшего брата в свой рискованный промысел. В течение нескольких лет Барбароссу можно было встретить в разных районах Средиземноморья, грабившего мирные торговые корабли, участвовавшего в набегах на прибрежные города. В результате он становится грозным пиратским капитаном, широко известным во всех уголках Средиземного моря. Разбойничий промысел двух рыжебородых братьев стал настолько успешен, их пиратский флот приобрёл такую силу, что султан Туниса решил использовать их в своих военно-политических целях. Поэтому он предоставил им во владение остров Джерба, который братья-пираты использовали для базы своего флота и хранения награбленных трофеев.
Сила и могущество братьев достигло такого уровня, что они приняли участие в Алжирской войне между османской Турцией и Испанией за контроль над северной Африкой на стороне османской империи. Тем более, что испанцы решили заодно искоренить пиратство на всём Средиземноморье. Кстати, это был первый пример взаимодействия Барбаросса с османскими султанами.
Военные действия братьев против испанцев были настолько успешны, что они смогли при поддержке местного населения в 1516 году отвоевать даже Алжир, владыкой которого под именем Барбароссы I стал старший брат Хайреддина. Но война продолжалась и в битве на реке Саладо с испанцами в 1518 году Барбаросса I погиб. В результате вся власть над Алжиром и пиратскими флотилиями перешла к Хайреддину. Следует отметить, что став султаном, Хайреддин в этом же году отомстил за смерть своего брата, нанеся поражение испанцам, которые высадились на побережье Алжира.
Но вскоре удача отвернулась от Хайреддина. В 1519 году он был разгромлен тунисским султаном, в результате чего он лишился всех своих алжирских владений и был вынужден бежать на остров Джербу, где у него ещё была база его пиратского флота. Но как говорится - “Не было бы счастья, да несчастье помогло!” Сам османский султан Сулейман I в 1532 году пригласил к себе на службу выдающегося пирата-флотоводца главнокомандующим всего своего флота. Как раз в это время Сулейману I, воевавшему в союзе с Францией против Испании, Священной Римской империи и ряда средиземноморских государств, необходим был такой адмирал, как Хайреддин Барбаросса. Он по достоинству оценил славу и удачливость прославленного пирата. Барбаросса оправдал надежды османского султана: османский флот под его командованием неизменно выходил победителем в морских битвах с европейцами. А в самом решительном сражении при Привезе в 1538 году разбил наголову объединённый флот противника.
В результате на многие десятилетия установилось господство османского флота на Средиземном море. Нужно отметить, что пиратство у Барбаросса было в крови, поэтому он, несмотря на то, что был главнокомандующим османским флотом, продолжал устраивать набеги на многие прибрежные европейские города, грабил захваченные суда. Так, летом 1537 года он осуществил успешные набеги на Италию, захватив огромную добычу. Впредь до самой смерти Барбароссы, его имя наводило ужас на жителей городов Средиземноморья. Конечно, османскому султану претили такие подвиги его адмирала, но он терпимо относился к ним. Ведь Хайреддин Барбаросса обеспечивал не только славу султану, но и господство османского флота на Средиземном море.
На просторы Средиземноморья пришло успокоение только со смертью Хайреддина Барбароссы в Стамбуле в 1546 году, где он прожил все свои последние годы. Хайреддин Барбаросса был похоронен в воздвигнутой специально для него мечети. На надгробье сделана надпись на арабском языке: “Маат раис аль бахр”, что означает: “Здесь покоится бейлербей моря”. Мечеть построили на берегу, на виду проходящих кораблей. Ещё долгие десятилетия, проходящие мимо корабли, салютовали в честь Барбароссы.
.
Френсис Дрейк
А теперь из района традиционного пиратства - Средиземноморья перенесёмся в знаменитое море пиратских романов – Карибское море. После открытия американского континента Колумбом началось интенсивное освоение испанцами ресурсов этого региона. Испанские галеоны, гружённые золотом и серебром, через Карибское море направились с американского побережья в Испанию. Но тут же, как паразиты на цветущих организмах, на этом море появились пираты с Весёлым Роджером (отличительный пиратский флаг с черепом и костями) на мачте. Среди капитанов пиратских кораблей были свои знаменитые герои, такие как Генри Морган, Эдвард Тич (Чёрная Борода) и другие. Но среди этих “Джентльменов удачи” особо выделялся Френсис Дрейк, о котором и пойдёт речь.
С морем Дрейк познакомился ещё в молодые годы. Начальный опыт морской жизни он получил, плавая на торговых кораблях, которые курсировали между Англией и европейским побережьем. А в возрасте двадцати лет он уже был на корабле, который плыл в Африку. Но занятие торговлей не приносило желаемых доходов. И тогда его родственник, которому принадлежал корабль, решил заняться более прибыльным, но рискованным пиратским промыслом. В 1566-1567 годах, разграбив ряд португальских поселений на побережье Западной Африки, они направились в Америку, чтобы продать захваченное добро и рабов испанцам. Правда эта и последующая экспедиция прошли без особых успехов, но Дрейк понял – на какую “золотую жилу” он напал. Он увидел, что пиратство против испанцев принесёт ему гораздо большие барыши. И уже в 1570 году воды Вест-Индии бороздили пиратские корабли под его командованием, которые захватывали испанские корабли, вывозящие богатства в Испанию. При этом они не гнушались грабежами прибрежных испанских городов на Карибском побережье. За несколько лет имя успешного пирата Дрейка стало популярным среди других пиратов и устрашающим для испанцев.
В это время Англия находилась в состоянии войны с Испанией, поэтому пиратство Дрейка в испанских водах, приносящее огромный урон испанцам, было выгодно англичанам. Поэтому пиратская деятельность Дрейка проходило при покровительстве самой королевы Елизаветы I. Отдавая в английскую казну значительную долю награбленного, Дрейк не только базировался в английских портах и получал помощь от своего правительства, но и часто выполнял их указания.
В 1972 Дрейк задумал рискованную, но сулящую огромную добычу операцию. Дело в том, что всё награбленное испанцами американское золото и серебро стекалось к побережью Карибского моря в порт Номбре де Диос на Панамском перешейке, а затем галеонами отправлялись в Испанию. Воспользовавшись тем, что испанцы даже не подозревали о возможности такого пиратского набега, Дрейк захватил город со всеми богатствами. На этом он не остановился: ещё некоторое время рейдерствовал в этом районе. В частности он захватил “серебряный” испанский конвой, который перевозил крупную партию серебра.
Но при всех достоинствах выдающегося пирата, Френсиса Дрейка отличала от других знаменитых пиратов наличие духа исследователя, тяги к новым открытиям. Во время его походов вглубь Панамского перешейка до него дошли рассказы, что на другой западной стороне перешейка тянется огромное побережье, возможно океана. Существует описание эпизода, когда Дрейк забрался на высокое дерево в центральных горах Панамского перешейка и увидел вдали это побережье - тихоокеанское. И тогда он задумался: если на восточном побережье перешейка есть испанские города, куда стекаются огромные потоки испанского золота и серебра, то вполне и на западном побережье должны быть такие города. С той разницей, что на восточном побережье они неоднократно грабились пиратами всех мастей и добыча постепенно истощилась, а на западном, не тронутом набегами, ждали несметные сокровища.
И вот в 1577 году Дрейк отправился в свой знаменитый поход к тихоокеанскому побережью Южной Америки. Двигаясь вдоль южноамериканского континента, Дрейк по пути не только грабил испанские и португальские поселения, но и как настоящий учёный производил картографические исследования. Вскоре его флотилия обогнула Южную Америку с юга. В честь него пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды, был назван проливом Дрейка. Далее он направился на север вдоль тихоокеанского побережья, при этом нигде не встречал сопротивления: испанцы не ждали здесь нападений ни на суше, ни на море. Поэтому англичанам ничто не мешало высаживать десанты и грабить прибрежные города. Дойдя до долгожданного Панамского перешейка, Дрейк прошёл ещё вдоль уже североамериканского континента.
Но теперь перед ним возникла проблема возврата домой. Возвращаться по уже пройденному маршруту Дрейк не мог, т.к. с юга его корабль (часть его флотилии была потеряна в ходе экспедиции) преследовала испанская эскадра. И тогда он принял, свойственное его характеру, отчаянное решение: двигаться на запад через Тихий океан. Судьба была благосклонной к нему: через три года, пройдя воды трёх океанов, обогнув по пути Африку, в 1580 году Дрейк со своими моряками вернулся в родной Плимут. Так закончилась знаменитая кругосветная пиратская экспедиция.
Казалось после такого успеха Дрейк, осыпанный благодарностями своей королевы, должен был почивать на лаврах. Но для его родины наступили тяжёлые времена. Растущие противоречия между Англией и Испанией, тем более покровительство английской королевой пиратских бесчинств в испанских владениях в Америке, привело к войне между этими странами. В 1588 году Испания направила к английским берегам огромный флот, состоящий из более сотни кораблей. Восхищаясь мощью своего флота, испанцы назвали его “Непобедимой армадой”. 31 июля 1588 года в проливе Ла-Манш началось одно из крупнейших морских сражений между английским и испанским флотами. В этом сражении участвовал и Френсис Дрейк, который командовал эскадрой английского флота.
Английские кораблестроители, овеянные пиратской идеологией, строили быстрые, манёвренные, хорошо вооружённые корабли. Такие качества кораблей были столь необходимые при стремительных пиратских захватах. Испанцы же строили корабли, которые предназначались в первую очередь для перевозки большого количества солдат и грузов, т.е. такие, которые необходимы были при освоении американского континента. Поэтому испанские галеоны были массивные, неповоротливые и тихоходные. В этом сражении огромную роль сыграли английские корабли, которыми командовал адмирал-пират Френсис Дрейк. Поэтому и тактика английских моряков была сродни пиратской: быстрый и решительный напор на огромную неповоротливую массу испанских кораблей. В течение нескольких дней манёвренные английские корабли наносили удары по испанским кораблям. Всё шло к полному разгрому испанского флота.
Но тут вмешался сильный ветер, помешавший англичанам добить испанцев. Ну а сильнейший шторм, обрушившийся впоследствии на испанцев, довершил разгром англичанами Армады. Домой в Испанию вернулось лишь около 60 испанских кораблей.
В этой статье перечислены далеко не все подвиги, совершённые Френсисом Дрейком в качестве пирата и во благо его родины. В Англии его почитают как национального героя и по достоинству оценивают его заслуги. Кроме адмиральского звания и других наград он был удостоен рыцарского звания. Ведь своими делами он не только прославил Англию и её королеву, но и сумел превратить свою страну в могучую морскую державу. Как истинный моряк он даже в своей смерти предпочёл остаться с морем и своим флотом. Его тело было погребено по всем морским традициям в море. Родина с благодарностью хранит память о знаменитом флотоводце и пирате. За всю историю Королевских ВМФ Великобритании девятнадцать кораблей с честью носили имя Френсиса Дрейка.
Вот таким образом сложилась судьба двух знаменитых флотоводцев и пиратов. Начав свою жизнь простыми пиратами – “романтиками” с большой дороги, закончили её в лучах славы. И память о них записана во всемирную летопись истории, как людей, сделавших огромный вклад в историю человечества.
Рекомендуем прочитать статьи:
Пленник №1 нацистской Германии. Кто он?
Параллели судьбы: личный диверсант фюрера и терминатор Сталина
Наконец вскрылось, куда делось золото нацистской партии Германии
Почему Гитлер напал на СССР именно в 4 часа утра 22 июня 1941 года
Если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.