Найти тему

В Самару! Доходный дом потомственной почетной гражданки и экономной хозяйки Л.В. Соколовой на Чапаевской

Наверное, из всех улиц исторического центра сохранить неспешный ритм старой мещанско-купеческой Самары и ее дореволюционный облик лучше других смогла Чапаевская – тихая, малолюдная, засаженная высокими развесистыми деревьями и застроенная невысокими небогатыми домами. Одним из самых крупных и видных на общем скромном фоне улицы был особняк вблизи Кафедральной (позже взявшей имя В.В. Куйбышева) площади с нынешним адресом Чапаевская, 171.

Строгая кирпичная геометрия  - не использовано ни одного лишнего кирпичика
Строгая кирпичная геометрия - не использовано ни одного лишнего кирпичика

Называется, согласно реестру ОКН, «Домом потомственной почетной гражданки Л.В. Соколовой». Фамилия предполагает родство с другим почетным гражданином Самары – купцом первой гильдии, владельцем крупнейшей мельницы, общественным деятелем и благотворителем Яковом Гавриловичем Соколовым – однако выходец из Владимирской губернии Яков Соколов, в отличие от большинства самарских купцов, на родню и потомство был небогат: имел дочь Прасковью, вышедшую замуж за Дмитрия Терентьевича Мясникова и сына Ивана, продолжателя семейного дела. Поскольку внуки Якова Соколова родились уже в 1880-е годы, быть невесткой тоже не могла, и, таким образом, родственные или семейные цепочки здесь не выстраиваются.

-2

Если биография «потомственной почетной гражданки» неизвестна, то ее дом может сам о себе кое-что рассказать. Думается, изначально строился по «образцовому» проекту, был небольшим и перестраивался неоднократно. В окончательном варианте получилась, что называется, классика жанра недорогого доходного дома, занявшего практически всю территорию участка - развитые вглубь усадьбы боковые крылья двухэтажного П-образного здания оставили свободным лишь небольшое пространство внутреннего дворика.

Центральная ось омечена окном-бифорием над проездной аркой. Фото А. Макарова
Центральная ось омечена окном-бифорием над проездной аркой. Фото А. Макарова

Архитектурное решение отталкивалось от исходного « образцового» провинциального классицизма, дополненного чертами кирпичной эклектики.Композиционно симметричный главный фасад разделен на пять частей – боковые, центральную и промежуточные между ними. Центральная и боковые части выделены неглубокими выступами-ризалитами, фланкированными плоскими пилястрами – рустованными в первом этаже, украшенными фигурными филенками во втором и раскрепованными в уровне венчающего карниза.

-4

Разделял этажи профилированный трехрядный карнизный пояс, поле стен первого этажа покрывал, как и пилястры, «дощатый» руст . В средней части располагалась прямоугольная проездная арка с металлическими коваными воротами, в боковых с обеих сторон - проемы парадных входов с двупольными деревянными дверями, в промежуточных частях – по три прямоугольных окна, отделенных от цоколя карнизным поясом. Все проемы первого этажа завершались замковыми камнями.

Чьи-то окна выходили в проездную арку, или, по-простому, подворотню
Чьи-то окна выходили в проездную арку, или, по-простому, подворотню

Окна второго этажа имеют лучковую форму, обрамлены наличниками и прямыми сандриками в виде карнизов. В подоконном поясе проходит ряд прямоугольных филенок, венчающий карниз украшен снизу рядом сухариков. Сдержанный и несложный декор, выполненный из обычного рядового кирпича – без использования дорогого фигурного – выглядит нарядно благодаря выделению белым цветом.

нынешние интерьеры
нынешние интерьеры

Что касается дореволюционных жильцов доходного дома – выдающиеся личности здесь замечены не были. Думается, квартировали у Л.В. Соколовой рядовые городские обыватели с невысокими доходами.

"Купеческая" высота дверей и потолков
"Купеческая" высота дверей и потолков

Квартиры были недороги, поскольку новшества в виде водопровода и канализации хозяйка считала излишеством – «удобства» в доме появились гораздо позже, уже при Советской власти.

Хор Большого театра на куйбышевской сцене
Хор Большого театра на куйбышевской сцене

После революции национализированный доходный дом стал просто жилым. Некоторую известность получил в годы Великой Отечественной, когда здесь временно разместили – между проживанием в разгороженных простынями классах школы №81 и вселением в дом В. Твардовского на Некрасовской, 17 – певцов хора эвакуированного в Куйбышев Большого театра.

Зрители военных лет
Зрители военных лет

После москвичей в доме проживали хористы Самарского театра оперы и балета, благо театр находился буквально в двух шагах, на месте снесенного храма Христа Спасителя на бывшей Кафедральной площади

-10

Сейчас дом по-прежнему жилой. О дореволюционном прошлом напоминают высокие потолки, старинные деревянные рамы и дубовые двери, о трудных послереволюционных годах – до сих пор не расселенные коммуналки.

-11

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете