Наверное, из всех улиц исторического центра сохранить неспешный ритм старой мещанско-купеческой Самары и ее дореволюционный облик лучше других смогла Чапаевская – тихая, малолюдная, засаженная высокими развесистыми деревьями и застроенная невысокими небогатыми домами. Одним из самых крупных и видных на общем скромном фоне улицы был особняк вблизи Кафедральной (позже взявшей имя В.В. Куйбышева) площади с нынешним адресом Чапаевская, 171.
Называется, согласно реестру ОКН, «Домом потомственной почетной гражданки Л.В. Соколовой». Фамилия предполагает родство с другим почетным гражданином Самары – купцом первой гильдии, владельцем крупнейшей мельницы, общественным деятелем и благотворителем Яковом Гавриловичем Соколовым – однако выходец из Владимирской губернии Яков Соколов, в отличие от большинства самарских купцов, на родню и потомство был небогат: имел дочь Прасковью, вышедшую замуж за Дмитрия Терентьевича Мясникова и сына Ивана, продолжателя семейного дела. Поскольку внуки Якова Соколова родились уже в 1880-е годы, быть невесткой тоже не могла, и, таким образом, родственные или семейные цепочки здесь не выстраиваются.
Если биография «потомственной почетной гражданки» неизвестна, то ее дом может сам о себе кое-что рассказать. Думается, изначально строился по «образцовому» проекту, был небольшим и перестраивался неоднократно. В окончательном варианте получилась, что называется, классика жанра недорогого доходного дома, занявшего практически всю территорию участка - развитые вглубь усадьбы боковые крылья двухэтажного П-образного здания оставили свободным лишь небольшое пространство внутреннего дворика.
Архитектурное решение отталкивалось от исходного « образцового» провинциального классицизма, дополненного чертами кирпичной эклектики.Композиционно симметричный главный фасад разделен на пять частей – боковые, центральную и промежуточные между ними. Центральная и боковые части выделены неглубокими выступами-ризалитами, фланкированными плоскими пилястрами – рустованными в первом этаже, украшенными фигурными филенками во втором и раскрепованными в уровне венчающего карниза.
Разделял этажи профилированный трехрядный карнизный пояс, поле стен первого этажа покрывал, как и пилястры, «дощатый» руст . В средней части располагалась прямоугольная проездная арка с металлическими коваными воротами, в боковых с обеих сторон - проемы парадных входов с двупольными деревянными дверями, в промежуточных частях – по три прямоугольных окна, отделенных от цоколя карнизным поясом. Все проемы первого этажа завершались замковыми камнями.
Окна второго этажа имеют лучковую форму, обрамлены наличниками и прямыми сандриками в виде карнизов. В подоконном поясе проходит ряд прямоугольных филенок, венчающий карниз украшен снизу рядом сухариков. Сдержанный и несложный декор, выполненный из обычного рядового кирпича – без использования дорогого фигурного – выглядит нарядно благодаря выделению белым цветом.
Что касается дореволюционных жильцов доходного дома – выдающиеся личности здесь замечены не были. Думается, квартировали у Л.В. Соколовой рядовые городские обыватели с невысокими доходами.
Квартиры были недороги, поскольку новшества в виде водопровода и канализации хозяйка считала излишеством – «удобства» в доме появились гораздо позже, уже при Советской власти.
После революции национализированный доходный дом стал просто жилым. Некоторую известность получил в годы Великой Отечественной, когда здесь временно разместили – между проживанием в разгороженных простынями классах школы №81 и вселением в дом В. Твардовского на Некрасовской, 17 – певцов хора эвакуированного в Куйбышев Большого театра.
После москвичей в доме проживали хористы Самарского театра оперы и балета, благо театр находился буквально в двух шагах, на месте снесенного храма Христа Спасителя на бывшей Кафедральной площади
Сейчас дом по-прежнему жилой. О дореволюционном прошлом напоминают высокие потолки, старинные деревянные рамы и дубовые двери, о трудных послереволюционных годах – до сих пор не расселенные коммуналки.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете