Должно ли искусство обслуживать интересы государства, или оставаться абсолютно свободным и вне всего-всего? Вопрос как ни странно сложный. Потому что творчество меньше всего терпит ярмо на своей шее. Ни один большой художник не будет творить из-под палки то, во что не верит. На короткой дистанции - возможно. Но в масштабах творческой жизни это не реально.
Факты таковы, что в любой стране искусство служит генеральным ценностно-смысловым парадигмам, транслируемым в обществе.
В широком смысле оно - один из инструментов, формирующих национальное самосознание.
Одним из художников, выполняющих эту сложнейшую задачу является Михаила Анатольевич Полетаев - народный художник РФ, член – корреспондент Российской академии художеств, блестящий рисовальщик и колорист.
Его творчество абсолютно полифонично: пишет и монументальные произведения, и станковые. Всепобеждающий академический реализм).
Расписал более 15 монументальных объектов, тренирует подрастающее поколение художников в институте Сурикова.
Его военные полотна потрясают. Конечно, это парадная живопись с присущим ей пафосом, но какой она еще должна быть?
Строгая зарифмованная композиция с безупречным рисунком, сдержанным колоритом и особым торжественным настроением.
Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил : «Культура — это наша история, наша память, наша душа».
Работы художника - тоже как главы из нашей истории, генетической памяти огромного многонационального народа, со всеми его диалектическими противоречиями. Конечно, Дмитрий Сергеевич, говоря о культуре имел ввиду не только это.
Но за спиной любого народа стоят миллионы предшественников, любивших, страдавших, переживавших потрясения и моменты счастья - предать их забвению - это предать себя.
Кстати, такие фронтальные композиции - великолепный пример работы монументального и станкового. Монументальная по сути компоновка "ковром" практически без планов и внимательное станковое письмо - кадр, выхваченный из жизни, смотрится очень самодостаточно.
Это не "ура-патриотичная" работа, она затрагивает что-то глубинное, незримо присутствующее во многих из нас. Как буд-то говорит: ты - это не только ты, но многие, стоящие за тобой...
Вообще его военные работы - образцы высочайшего искусства. Не зря Михаил Анатольевич является руководителем Студии М.Б. Грекова.
Студия имени М.Б. Грекова – единственное в мире творческое объединение военных художников. Студия хранит традиции русского и советского реалистического искусства, работает над произведениями батальной и патриотической тематики.
29 ноября 1934 года приказом Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова была организована изомастерская самодеятельного искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове
В первые годы становления в изомастерскую зачисляли одарённых красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время.
Среди наиболее значительных современных работ Студии:
комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, росписи Храма Христа Спасителя в Москве, диорама «Стояние на Угре» во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области, скульптурные композиции «Первая мировая война 1914–1918 годов» и «Победа в Великой отечественной войне 1941–1945 годов», установленные на Фрунзенской набережной в Москве.
Студия — единственная в своем роде творческая организация, специализирующаяся на создании масштабных диорам и панорам.
Но вернемся к творчеству самого Михаила Анатольевича.
Пишет он так же о дне сегодняшнем...
Чудесные портреты кисти мастера тоже монументальны по композиции, но станковые по письму.
А вот "Иван Купала", с нижним светом, с дрожащим кадмием оранжевым и множеством осколков света, причудливо вплетенных в тени. Мощные диагональные ритмы платья задают динамику всему полотну, ритмы волос, рук - как все это гармонично и естественно.
С огромным уважением и любовью к коллегам написана работа - посвящение творческому процессу создания
А вот и само полотно.
Картину больше года творили восемь художников, до них в России никто и никогда ничего подобного не создавал. Размер: 535 на 1945 см. Число "1945" в размерах символично. Но главное - это невероятная детализация и историческая достоверность.
Возвращаясь к вопросу об искусстве на службе Отечества хочу дополнить - это не значит, что не должно быть диссидентства. Во-первых, оно полезно - хотя бы для самокритики, во-вторых - всегда должна быть свободная зона для экспериментов, поэтому в-третьих - оно неизбежно по природе своей. Но если говорить об искусстве в национальных масштабах - подлинные шедевры рождались только в мейнстирме.
А как же русский авангард, Малевич. например? Ну так он (в числе прочих) и стал мейнстримом в итоге.
В завершении статьи вспомним снова о словах Дмитрия Сергеевича Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном», письмо тридцать второе "Понимать искусство":
Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.
Мне кажется, искренность - главное качество, проходящее через весь творческий путь Михаила Анатольевича.
Подборка статей о мастерах прошлого и настоящего:
#живопись #рисование #культура #искусство #художники #мастераживописи