Интересно проследить, как появился и менялся жанр "альтернативная история с попаданцами" в мире и России, какие основные вехи были на его пути к широким массам читателей.
Разумеется, и вы это отлично знаете, все началось с романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889 год). В этой книге герой попал не столько в реальное прошлое, сколько в некую штампованную реальность рыцарских романов. Это было одно из первых описаний путешествий во времени в литературе, за 6 лет до "Машины времени" Герберта Уэллса.
Удивительно, но в западной литературе дальше случился натуральный провал на 50 лет. Только в 1939-м году Лайон Спрэг де Камп написал свой знаменитый роман "Да не опустится тьма" с попаданцами в Рим образца 535-го года.
Еще более удивительно, но этого провала не было в СССР. В 1928 году выходит повесть Гиршгорна, Келлера, Липатова "Бесцеремонный Роман". Авторы отправляют героев в начало 19 века помочь Наполеону выиграть битву при Ватерлоо.
Знамя попаданцев в прошлое в Союзе подхватил в 1966-м году Лазарь Лагин с романом "Голубой человек". Комсомолец попадает перед революцией в царскую Россию , встречается с Лениным... Тоже прорывное произведение для своей эпохи.
СССР распался, жанр с попаданцами в прошлое начал набирать обороты. Первой вехой стала серия "Одиссей покидает Итаку" Василия Звягинцева. А точнее второй том, где главные герои угодили на Великую Отечественную войну, а один из героев так и вовсе в тело Сталина. Это было необычно, свежо, цепляло.
Прорывным для жанра оказался 2008-й год. Именно тогда сразу несколько сильных авторов начали писать попаданцев в прошлое - Глеб Дойников "Варяг победитель", Владислав Конюшевский "Попытка возврата", Евгений Красницкий "Отрок. Внук сотника". Каждое из этих произведений стало своеобразной вехой на победном пути жанра.
2010-й год. Тут случилось два события. В жанр пришел Роман Злотников (цикл "Царь Федор") и была опубликована книга с первым "музыкальным" попаданцем. Нет, это был не СКС с Режимом бога, а татарский писатель Азат Ахмаров с романом "В августе 79-го, или Back in the USSR".
Новые грани жанра уже в 2012-м и 2014-м годах раскрыли Павел Дмитриев серией "Еще не поздно" и Анатолий Дроздов «Динарий кесаря» (необычное попадалово во времена Христа, рассказанное другим персонажем).
Этот список можно было бы продолжить дальше - прорывными стали спортивные попаданцы ("Вовка-центровой" Санфирова), "спасти СССР " (Королюк/Оксиген), силовики в прошлом ("Следак" Базилио), но формат статьи не позволяет обозреть всех достойнях кандидатов "в вехи".