Зомби – это вам не полуразложившиеся трупаки, размножающиеся через кусь. Это целый пласт гаитянской (а еще глубже – африканской) культуры, тесно связанный с таинственной религией вуду. Живые мертвецы, неотличимые от людей, но безгранично подчиняющиеся своему хозяину-колдуну. Именно так выглядят, так сказать, «настоящие» зомби, и именно так их изображали в кино до Джорджа Ромеро и его «Живых мертвецов». Правда, длилось это недолго. Хотя своих трупаков, честно признаться, Ромеро зомбями не называл, по крайней мере изначально. Зато называли все остальные, и образ зомби утратил первоначальный культурный след, превратившись в массовый однообразный продукт.
Поэтому как же здорово, что иногда вспоминаешь о фильмах, в которых присутствуют правильные зомби. И одна из таких картин заглянула сегодня к нам на огонек прямо из моего детства.
Название: Voodoo (Вуду)
Год рождения: 1995.
Режиссер, сценаристы, продюсер, композитор: не важно и не интересно.
В ролях: Кори Фельдман, Джек Нэнс, Сара Дуглас, Рон Мелендес и все остальные.
Фильм открывает отличная сцена жуткого колдунства, от которой веет таинственностью и атмосферой древних луизианских болот. Некто, предположительно главгад, играется с куклой вуду, нашептывая заклинания на гаитянском креольском. И все, что он делает с куклой происходит в реальной жизни с одним из незадачливых студентов местного пединститута.
Как и положено в хорошем вуду, иголка, вонзаясь в куклу, поражает соответствующий орган или часть тела жертвы, отчего та испытывает острую боль, страшные страдания, а потом кончается. И, надо признаться, вся эта открывающая сцена поставлена великолепно. Ощущение беспомощности перед страшным колдовством и колдуном-убийцей, от которого не сбежать, что бы ты ни делал, отличная передача внезапной ужасающей боли и отчаянья жертвы, которой вот-вот предстоит стать живым трупом.
Единственный минус этой сцены в том, что нам сразу же показывают лицо антагониста, что заметно снижают градус таинственности при его последующих появлениях. Впрочем, несмотря на легкую детективную составляющую, этот фильм не про сюжетные повороты, а про нагнетание липкого страха в меру своих возможностей. Поэтому давайте сразу расскажу, в чем тут замес: колдун хочет обрести вечную жизнь, принеся в жертву богине Эзили 6 своих сокурсников, которых перед этим обратил в зомби. И пускай Эзили вроде как Эрзули, и не богиня она, а дух-лоа, для сюжета это не важно. Потому что с последней жертвой у колдуна вышел облом и ее пришлось просто прикончить.
Ну Босх с ней, с неудачной жертвой, жизнь-то продолжается и полна возможностей, надо только подождать. И благосклонная судьба подкидывает колдуну второй шанс. В тот же самый, неизвестно где находящийся, американский пединститут приезжает новый студент по имени Донателло… Простите. Просто я только недавно осознал, что Кори Фельдман играл Донателло в моих любимых экранизациях черепашек-ниндзя и никак не мог избавиться от этой мысли при просмотре фильма. Так вот, новый студент Энди. Приезжает он из самой старушки Англии, потому что решил забить болт на престижную учебу вдали от любимой девушки, сильно соскучился, ну и решил перевестись обратно в Америку в тот же самый вуз, где учится его пассия. Хотя сама пассия не особо рада его видеть и вообще малость в афиге, потому что визита Энди она явно не ожидала. И уж тем более она не хочет пускать его в свою комнату на ночлег, хотя жить новоприбывшему студенту негде.
Чтобы не быть конченой мразью, девчуля отводит Энди в дом своих друзей из самого престижного студенческого братства. А вот они уже конченые мрази, поэтому интеллигентный романтик Энди понимает, что они не созданы друг для друга. И ночевать ему бы на улице, если бы его нашел некто Марш – тот самый колдун из начала фильма, а по совместительству глава другого студенческого братства. Скоммуниздив у конченых мразей козла (как бы странно для нас это не звучало), Энди и Марш отправляются навстречу дальнейшему развитию сюжета под бдительным взором таинственного старика, которого я буду называть Дед.
В доме Марша Энди знакомят с другими членами братства и устраивают обряд посвящения, в ходе которого он крадет из морга труп голосистой девушки, а затем в местном баре над неофитом проводят мистическое колдунство. Сначала Энди накачивают чудесным зельем, потом с помощью крови ранее скоммунизженного козла оживляют барышню из морга, и оживший хладный женский труп набивает на груди несчастного уже показанную выше татуировку.
Вот и стал Энди меченым, хотя и сам не помнит, как именно. Наутро он просыпается в своей кровати, а его уже поджидает Дед, который, хоть и выглядит как пропитый бродяга, тоже кое-что понимает в вуду. Он-то и выдает Энди некоторую порцию экспозиции: Марш – колдун (это мы и так знаем), все члены братства – зомби (по-моему, это слово звучит в фильме первый и последний раз), убить их нельзя, но вот тебе соль – им от нее плохеет. Нет, к сожалению, Энди не будет заряжать солью обрез и палить мертвецам по пятым точкам. Он просто добавит ее в пиво, которое пьют зомби.
Да, зомби в этом фильме пьют пиво. И не только пиво. И курят. И кушают обычную еду. И книжки читают. Совсем как живые, неотличимые от них, только мертвые, бездушные куклы, подчиненные воле колдуна-хозяина. И такие зомби лично меня пугают гораздо больше, чем реанимированные вирусом трупаки, поедающие мозги. Потому что этот взгляд на оживших мертвецов более применим к нашей реальной жизни. Блин, да мы каждый день видим конченых мразей, у которых будто бы души нет, но на вид они вполне себе нормальные, даже респектабельные, люди.
О, кстати о мразях. Помните тех ребят из самого крутого братства в кампусе, у которых Марш украл козла? Так вот они решили отомстить и разнести весь зомби-хаус, пока Марш проводил над Энди обряд принудительной маркировки. Это выводит колдуна из себя и дает начало самой офигенной сцене в этом фильме.
И она настолько офигенная, что я не буду ее подробно пересказывать. Ее лучше посмотреть самим, даже в отрыве от всего фильма. Просто представьте: с помощью ритуала над куклой Кена с игрушечным дробовиком (привет, Barbie!) Марш заставляет лидера другого братства перестрелять всех своих собратьев и роскомнадзорнутся в конце. И все это обставлено как кукольное представление для (пока что) ничего не понимающего Энди. В этой сцене круто все: игра актеров, нагнетание атмосферы, мерзкие шуточки и фразочки из Шекспира. Короче, мотаем фильм на 00:49:15 и наслаждаемся!
В момент сего действа Энди удается подсыпать соль в пиво одного из зомбей, отчего у последнего случается нечто вроде эпилептического припадка. «А Дед-то не врал!», – думает Энди и дает деру из проклятого дома.
Ей богу, лучше бы на этом фильм и закончился. Потому что дальше начинается такая невразумительная каша, сияющая сюжетными дырами, что и представить страшно.
Нам дают понять, что весь студенческий городок работает на Марша и верить никому нельзя, нагнетают атмосферу преследования и безысходности, и при этом вместо внятных кульминации и развязки вываливают какой-то сумбур.
Энди спасает Дед, потом Деда убивают, так как Энди вдруг начинает безбожно тупить, девушку Энди похищают, заманивая того в ловушку, но в конце концов они побеждают главгада в помощью неизвестно откуда взявшихся у Энди знаний о вуду. Happy End.
Короче, этот пересказ поступает с сюжетом так же, как и сам фильм. Сначала он медленно и неспеша развивает события, дает проникнуться атмосферой, подмечает детали, связывает их между собой во вполне цельную картину, а потом делает «тяп-ляп» – и вот уже финал.
Почему Энди вдруг стал тупить? Откуда у него знания о вуду и когда он успел научиться пользоваться этой древней магией? Какие последствия имела победа над культом вуду, который подчинил себе всех вокруг? В конце концов, за что убили студентика в начале фильма и почему он не стал зомби, как остальные из клуба Марша? На эти вопросы ответов нет.
Складывается ощущение, будто из фильма выкинули минут 30 хронометража, в которых это все нормально показывалось и объяснялось, а остальное слепили как могли.
Так что, больше половины фильма является отличным времяпрепровождением для всех, кто любит неторопливые, вдумчивые, погружающие в атмосферу липкого страха и недоверия триллеры. А вот всё остальное придется досматривать через силу. Или не придется, тут уж на ваше усмотрение.
У фильма много достоинств, но его просто недоделали. Спасибо, «Вуду», за правдоподобное изображение зомби в кино, с отсылками к древней африканской истории и мифологии, но, пожалуйста, в следующий раз не торопись и сделай всё как следует. Потому что ты заслуживаешь ремейка или даже целого сериала.