Найти тему
ВАДИМ Ш

Рассказ о том, как халява прапорщика погубила. Окончание

Оглавление

Окончание. Начало здесь

По этическим критериям администрация Яндекс Дзен запретила вторую часть статьи "Рассказ о том, как халява прапорщика погубила". Поэтому сразу перейду к окончанию

Пока тело прапорщика не привезли в часть, городок тоже готовился к ритуалу прощания. За всю 20-летнюю историю в/ч такое траурное мероприятие не проводилось ни разу. Этот случай был первым и последним в своем роде. Пришлось вспоминать как все делается, чтобы ничего не упустить. В несекретной части штаба такой инструкции не нашлось, выручили соседи - саперы.
Прощание будет проходить в клубе части. В большом зале подготовили место для проведения ритуала.

  • Все скамейки сдвинули к задней стене. Оставили только несколько штук для членов семьи умершего, их друзей и знакомых.
  • Напротив входных дверей зала установили стол для гроба.
  • Важные атрибуты церемонии – фото военнослужащего и его награды. Приготовили портрет и специальные подушечки для медалей, чтобы, когда гроб поставят на стол, разместить их на положенных местах.
  • Для венков и цветов тоже определили места.
  • Самое трудное было договориться с командованием соседней части в Верх-Бэле, чтобы они в этот будний день собрали участников своего нештатного духового оркестра. Днем они порепетируют, за ними придет автобус и отвезет к нам часть. По окончании процедуры прощания их также развезут по домам.
-2

Церемония была назначена на 18-00 часов. Гроб с телом привезли из Миловиц на час раньше. Быстро разгрузились у клубного крыльца. Гроб - в зал на стол. Цинковый ящик - в подсобное помещение. Через 5 минут все жители городка уже знали о приезде машины из Миловиц и собрались возле клуба. Но внутрь пустили только двоих прапорщиков ИТС - мастеров на все руки. Они осмотрели цинковый ящик и вынесли вердикт :
- Запаяем без проблем!
- Сейчас снимем размеры и пойдем делать под него деревянный ящик. Из струганой двадцатки! Будет не ящик - огурчик!

Прощальная церемония прошла быстро. Гораздо больше времени заняла подготовка к ней. Солдаты срочной службы, прапорщики, офицеры, члены их семей прошли через зал. Некоторые остались. Духовой оркестр (целиком из прапорщиков и сверхсрочников) исполнял траурные марши. Вдова с дочерью рыдали на лавке, женщины как могли их успокаивали. Сын старался держаться и все-таки смахивал слезы. Все ждали, что скажет командир части, но полковник подошел к семье, что-то им сказал, молча постоял у гроба и вышел из клуба. Краткую прощальную речь произнес НачПО. Он отделался дежурными фразами о воинском и интернациональном долге, ни слова не сказав о причине смерти прапорщика, пощадил чувства жены и детей. Им и без того хватило горя. На сборы и отъезд в Союз семье дали то ли неделю, может чуть меньше, сейчас не помню.

Солдаты из мастерской автопарка уже прикатили сварочный пост. Гроб закрыли и опустили в цинковый ящик. Прапорщики ИТС в четыре руки его запаяли.
Утром все сложили в деревянный ящик, засыпали стружкой и бойцы с трудом запихнули его в кузов 131 ЗиЛа. Не зря его назвали "груз 200", он почти столько и весил.

С чем связано - не знаю, но Československé Železnice (чехословацкие железные дороги) не принимали для транспортировки "груз 200". Может из-за относительно небольших размеров самой ЧССР. Погибших и умерших военнослужащих и гражданских лиц ЦГВ перевозила на грузовых машинах до ближайших ж/д станций Ужгород и Виноградово. И уже с этих станций скорбный груз развозился по железным дорогам огромной страны.

-3

Старшим машины назначили начальника узла связи. Капитан взял с собой еще одного прапорщика, своего подчиненного. Дело в том, что в этом случае выполнялось две задачи :
- "груз 200" доставлялся в Союз и перевозился по железной дороге до военкомата призыва (места захоронения),
- связисты забирали со склада комплект новой аппаратуры связи и везли в часть.
Так что поездка оказалась очень продуктивной. Расстояние от ворот части до Ужгорода (Виноградово) примерно 900 км. ЗиЛ-131 не легковушка. Спешить особо некуда. Поэтому решили пройти маршрут за два дня. Тем более предупредили, в Словакии из-за тумана могут быть закрыты перевалы в Татрах.
Проверили машину, заправили оба бака, в кузове закрепили две 200л бочки с бензином, получили сухпай из расчета на неделю, от жён списки товаров и продуктов, которые "просто необходимо" купить в Союзе и ранним утром следующего дня выехали из войсковой части.

-4

Ближе к вечеру показались Словацкие Татры. Красота! Чем-то похожи на Алтай или Уральские горы. Сержант-срочник за рулем жалуется :
- Товарищ капитан! Чот не пойму, движок не тянет,
- Так мы ж в гору поднимаемся. Вроде не заметно, а высота где-то 1км.
- Ищи площадку, ночевать будем!

Внезапно погода стала резко меняться. Ветер пригнал туман, видимость упала метров до 50-и. Справа на обочине показались стоящие машины.
- Не обманули синоптики. Перевал закрыт.
Туман сгустился. Видимость "0". Соседи говорят, так можем и до завтрашнего обеда простоять. Да и не туман это вовсе - облака. Очередь из машин впереди примерно с километр. Делать нечего, против природы не попрешь.
- Все в кузов! - скомандовал капитан, - Отужинаем чем Бог послал, заодно помянем Вовку - хороший был человек! И курить только на улице, не забывайте, у нас две бочки 76-го. Если чего, убежать не успеем!
В кузове деревянный ящик идеально подошел в качестве стола.
- Рукастые мужики прапора в ИТС! Верхняя крышка без поперечных стяжек, гладкая, доска к доске подогнана, - капитан провел рукой по ящику. Потом постучал кулаком :
- Слышь, Вова! Твоих корешей хвалю. Чего разлегся, давай вставай!
Прапорщик с сержантом пару раз хихикнули из вежливости, оценили черный юмор капитана. Только смех вышел какой-то невеселый.
Накрыли на стол :
- Сержант, ты давай налегай на домашнее, не стесняйся, видишь сколько наши жены с собой еды приготовили. Будто на месяц. Сухпай оставь на потом.
В руках капитана появилась металлическая фляжка :
- Мужики подарили! - похвастался капитан, - Когда уезжал сюда с Дальнего Востока. Бойцы сами делали, ровно 0,5.
- Сержант, тебе не наливаю. Сам понимаешь, ты в руле. А с бутылки пива тебе ничего не будет,
- и он достал из своей бездонной сумки бутылку пива.
-
Это тебе! Но чтоб больше ни-ни! А мы с прапорщиком выпьем.
- Помянем Раба Божьего Владимира. Вечная память и земля пухом ...
- Подставляй кружку! -
к прапорщику.
За разговорами так полфляжки спирта и уболтали.
На утро видимость лучше не стала. Дорогу открыли ближе к полудню.

-5

Погода разгулялась. Даже не верится, что еще час назад ехать было невозможно.
Без приключений доехали до Госграницы. Словацкий погранец даже смотреть машину не стал. Поставил толкушки - езжайте! Наш задал вопрос :
- Чё везем?
- Двухсотый.

Понял, что с нас сорвать ничего не получится, заглянул под тент и "Счастливого пути"! В Виноградово в транспортной конторе капитан оформил наш груз. Вилочный погрузчик ловко вынул ящик из кузова, тент даже не пришлось снимать.
На следующий день загрузили свою аппаратуру и тронулись в обратный путь. Опять стояли на закрытых перевалах. Но дорога домой всегда короче, чем из дома.

Запомнился один момент. Ехали еще по территории Словакии. Решили с прапорщиком выпить по бокалу пива. Водитель остановил машину у ближайшей reštaurácia. В форме вдвоем вошли во внутрь. Небольшой зал был почти полон. Все с интересом повернули на нас головы.
- Dobrý večer, páni! (Добрый вечер, паны!)- поздоровался капитан с посетителями.
- Dobrý večer, súdruhovia! (Добрый вечер, товарищи!) - поправили его посетители. Это у них там, в Чехии, паны. А у нас здесь товарищи! И стали приглашать сесть за свои столики. Очень доброжелательные люди. В отличие от чехлов, которые часто демонстративно в упор тебя не видят. Они сходили к нашей машине, привели в зал водителя, накормили и налили бокал лимонада.
Но надо ехать, так не хотелось покидать эту уютную пивную.

Оставшуюся часть пути обсуждали одну тему - чего ему не хватало? В Союзе перестройка. Спиртное по талонам с 14-00 до 19-00 и еще очередь надо отстоять. А здесь тишь-благодать. Спиртное на любой вкус и кошелек. Нет! На дармовщину потянуло!
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - ХАЛЯВА!

Малая толика от того, что там было в то время
Малая толика от того, что там было в то время

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ГОЛОСУЙТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ" И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ!