Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, на земельном участке, на котором планируется строительство объектов

Допустимо ли осуществлять добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на земельном участке, на котором планируется строительство объектов хозяйственной деятельности?

Отвечает юрист Центра Каменев Артем:

В соответствии с п. 1 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.
При этом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Также, согласно п. 2 указанной статьи ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды» ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
На основании изложенного, в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
При этом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Наряду с указанным необходимо отметить, что на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/) размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=117211).
Согласно указанному проекту Федерального закона ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды» предлагается дополнить п. 2 следующего содержания:
«Использование объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению, выдаваемому уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.»
В соответствии с пояснительной запиской к проекту Федерального закона, указанный законопроект «разработан Минприроды России в целях законодательного регулирования вопросов оборотоспособности редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, а также для целей реализации полномочий Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по выдаче разрешений на использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации вопросы добывания объектов растительного мира и их частей, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации не урегулированы. В связи с чем, возникает ряд проблем, связанных с использованием и охраной объектов растительного мира, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе при пользовании недрами. Кроме того, указанный правовой пробел является существенным барьером для реализации ряда государственных и федеральных проектов развития транспортной и социальной инфраструктуры, а также проектов газификации регионов и труднодоступных сел.»
Необходимо отметить, что указанный проект Федерального закона не принят.

Кроме того, в соответствии с п. 5.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 Росприроднадзор выдает в установленном порядке разрешения на в т.ч. использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
При этом Порядок выдачи указанных разрешений установлен Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18 февраля 2013 г. № 60 (далее - Административный регламент).
На основании п. 33 Административного регламента основными критериями при принятии решений о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче такого разрешения является соответствие заявленных целей добывания целям добывания таких видов, а также ненанесение ущерба природной популяции вида и среде его обитания в случае осуществления добывания объектов животного и растительного мира в объемах, указанных в заявлении.
При этом согласно абз. 4 указанного пункта Административного регламента добывание (сбор, изъятие) объектов растительного мира и их частей, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, допускается в исключительных случаях для осуществления мониторинга состояния их популяций, в целях сохранения и восстановления их численности в естественной среде обитания, для осуществления научно-исследовательских работ, в целях разведения в искусственных условиях и культивирования с последующим возвратом в естественную среду обитания, при строительстве объектов хозяйственной и иной деятельности в отсутствие вариантов их размещения вне мест произрастания объектов растительного мира с обязательным проведением компенсационных мероприятий <1>.
Важно отметить, что сноска <1> содержит отсылку к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 357 «Об утверждении Особенностей рубки лесных насаждений и воспроизводства видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, и редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников при использовании лесов для строительства или реконструкции объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта».
Таким образом, абз. 4 п. 33 Административного регламента действует в рамках указанного Приказа Минприроды России от 8 сентября 2010 г. № 357 «Об утверждении Особенностей рубки лесных насаждений и воспроизводства видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, и редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников при использовании лесов для строительства или реконструкции объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта».

При этом необходимо отметить, что добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в целях строительства объектов хозяйственной и иной деятельности в отсутствие вариантов их размещения вне мест произрастания не предусмотрено действующим законодательством.

Указанная позиция подтверждается:

  • Письмом Минприроды России от 13 августа 2020 г. № 15-44/20641 «О добывании объектов растительного мира, занесенных в Красную Книгу»;
  • Письмом Росприроднадзора от 19 апреля 2021 г. № АА-10-04-34/12101 «О направлении информации».

Наряду с указанным, в настоящий момент действующее законодательство не содержит:

  • понятия и перечня специализированных организаций, правомочных осуществлять деятельность по добыванию объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • требований к мероприятиям по добыванию объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • указаний на ограничения/требования к категории земель, на которые необходимо осуществить пересадку объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • требований к акту выполненных работ по пересадке объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;