20 июля 1941 года на стене казармы 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД неизвестный красноармеец написал знаменитую фразу "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!".
Сегодня эта надпись навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны, стала символом подвига советских бойцов и ветеранов, столкнувшихся в непростые 1990-е годы с новой государственной системой и обществом, в котором для них не было никакого места...
ГЕРОЙ ИЗ БРЕСТА
Возможно, Вы поняли о ком пойдёт речь в данной публикации. В годовщину окончания боёв на территории Брестской крепости (прим. - считается, что последняя столкновение произошло 23 июля 1941 года) хочется вспомнить о участнике обороны Тимеряне Хабуловиче Зинатове (1920-1992).
Курсант полковой школы 44-го стрелкового полка 42-й сд Зинатов был в числе тех, кто первыми встал на пути у гитлеровцев.
Его командиром был знаменитый майор Пётр Михайлович Гаврилов (1900-1979). Однако в разгар боёв на территории крепости тот не смог добраться до 44-го полка и в итоге возглавил разрозненные группы красноармейцев 333-го и 125-го стрелковых полков у Северных ворот Кобринского укрепления, а затем в Восточном форту.
В первые дни схватки Тимеряна Хабуловича ранили, но Герой не бросил своих сослуживцев и помогал снаряжать автоматные и пулемётные диски, подавал патроны и др. Когда стало ясно, что гитлеровцы скоро ворвутся в казематы и сломят сопротивление защитников, Тимерян Зинатов вместе с двумя красноармейцами спрятали полковое знамя в подвале.
"26 июня решили прорваться через Мухавец. С легкоранеными собралось человек сто. К воде под сплошным вражеским огнем ринулись внезапно. На другую сторону переправилось чуть больше десятка.
Заняли один из казематов против Трехарочных ворот. Патронов мало. Еды и воды не было совсем. Днем отстреливались от наседавших гитлеровцев, а ночью пытались найти щель в боевых порядках врага. Но каждый раз нас обнаруживали.
К 30 июня из всей группы осталось четверо..."
(Из воспоминаний Т.Зинатова)
В тот же день 30 июня измученного бойца схватили гитлеровцы. Тимерян Зинатов был направлен в концлагерь, однако со второй попытки ему удалось сбежать и добраться до своих. После этого красноармеец продолжил сражаться с гитлеровцами в действующей армии, смог уцелеть в войне и благополучно вернуться домой.
Мирная жизнь Тимеряна Хабуловича была наполнена трудом на благо любимой Родины. В качестве строителя он объездил все уголки Советского Союза, участвовал в создании БАМа, а на пенсии решил остаться жить в г.Усть-Кут Иркутской области.
По воспоминаниям родных, Герой полностью посвятил себя боевому прошлому и сохранению памяти об участниках обороны Брестской крепости. Он каждый год приезжал в Брест, хотя расстояние от белорусского города до г.Усть-Кута было не близким (прим. - около 6,5 тысяч километров), и делал всё, чтобы помочь своим боевым товарищам в решении каких-то житейских проблем, не прося ничего взамен.
Бескорыстно и честно. Иначе ветеран поступить не мог.
Тимеряна Хабуловича хорошо знали жители Бреста, сотрудники музея обороны Брестской крепости и те, кому была дорога память о защитниках гарнизона.
Однако всё изменилось с началом непростых 1990-х годов...
"НЕ ЗА РОДИНУ, А ОТ СОБАЧЬЕЙ ЖИЗНИ..."
После распада Советского Союза наступили новые времена. История Великой Отечественной войны стала смотреться обществом совсем иначе, а ветераны остались один на один с несправедливостью и беззаконием.
"...С другом (бывший полковник и тоже ветеран войны) ездили в Москву. Надели по этому случаю праздничные пиджаки с орденскими колодками. За день устали от шумной столицы и, когда пришли на Ленинградский вокзал, захотелось где-нибудь присесть до прихода поезда. Свободных мест не оказалось, тогда они зашли в пустующий зал, где были буфет и мягкие кресла. К ним тут же подскочила девушка, разносившая по залу напитки, и грубо показала на выход: “Сюда вам нельзя. Здесь бизнес-зал!”.
Я ей сгоряча ответил: “Значит, это для воров и спекулянтов, а нам нельзя? Как когда-то в Америке: вход неграм и собакам воспрещается”.
О чем было еще говорить, когда все ясно. Мы повернулись и ушли. Но я успел заметить, как несколько этих так называемых бизнесменов, а попросту - жуликов, там гоготали, жрали, пили…"
(Из письма фронтовика В.Я.Яковлева в газету "Правда", 1997 год)
Всё это тяжело воспринималось Тимеряном Зинатовым.
Окончательным ударом для ветерана стал отказ властей г.Бреста от проведения памятных мероприятий, посвящённых началу Великой Отечественной войны. К тому же казематы и бывшие казармы крепости стали постепенно разрушаться теми, кто захотел построить у себя на даче дом или иное помещение. Вечный огонь теперь нередко подвергался нападению вандалов.
Разочаровавшись во всём, Тимерян Хабулович в сентябре 1992 года выкопал картошку, собрал чемодан, прилично оделся и выехал в родной сердцу Брест, чтобы навсегда остаться с теми, кто пал здесь в 1941-м...
Перед тем, как отправляться в этот путь, ветеран написал последнюю записку, в которой изложил все мысли и причины, побудившие на последний и крайний шаг.
Затем добрался до Брестской крепости, в которой уже не было огромного количества посетителей, вернулся на ж/д вокзал и бросился под поезд, оставив после себя ту самую записку и семь тысяч рублей, собранные им для захоронения.
ПАМЯТЬ
Проститься с Героем прибыли родственники, а также несколько ветеранов и сотрудников Музея обороны Брестской крепости. На этом всё... Ни городских властей, ни какой-либо массовости не было. Никого рядом.
Последнее обращение фронтовика сегодня хранится в том же музее.
Когда-то в 1991 году президент РФ Борис Николаевич Ельцин в ответ на вопрос о повышении цен сказал, что в случае роста ляжет на рельсы. Однако вместо него это сделал простой Герой и доведённый до отчаянья человек, не смирившийся с унижением своего прошлого.
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".