Прежде, чем сказать: "это мой автор", обычно читаешь хотя бы с десяток его книг. С Шамилем Идиатуллиным у меня не так. Автор записан в авточитаемые уже после 2-й прочитанной книги, потому что когда человек пишет так, как тебе нравится, тема и жанр уже не принципиальны.
Завязка сюжета
В провинциальном Сарасовске депутат-олигарх возрождает местный литературный журнал "Пламя". Цель - потрафить нужному человеку, который "губеров сажает в обоих смыслах", опубликовать творчество его любимого дяди. А заодно "культурке порадеть".
Первый номер надо сдать до февраля, когда будет дальнейшая судьба губернатора решаться.
Времени и людей в обрез. Поэтому новые материалы решили разбавлять архивными - теми, что были присланы в редакцию до закрытия "Пламени" и не опубликованы.
В архивах 15-летней давности стажерка Аня находит рукопись романа от имени маньяка. Убийца входил в доверие к старушкам и душил подручными средствами. Написано графомански, но почему-то цепляет.
Скоро Аня поймет причину: рукопись - не вымысел.
А маньяк по-прежнему на свободе.
Больше, чем триллер
Идиатуллин написал триллер с примесью производственного романа. Тут и политтехнологии, и издательское дело, и психологизм. Есть над чем подумать.
Вот орудует в городе маньяк. Нужно писать об этом в СМИ, предупреждать людей? Как будут реагировать горожане, узнав правду, и к чему это может привести?
А этот неуловимый, не оставляющий следов маньяк - кто он? Интеллектуал? Социопат?
– А серийные, как правило, тупые вонючие лузеры, – сообщил Андрей устало. – Организм с отключенным человеком внутри.
– Примерно как, не знаю, древний трактор – он же тебя раздавит самым страшным образом, в кровавую кашу и костную муку. Человек так не может, потому что прошивка другая. Ему страшно, противно, и он тупо не может себе такое вообразить, не то что сделать. А эти могут, потому что прошивка слетела.
<...> Из-за прошивки эти твари и не попадаются. Нормальные люди просто не считывают их как людей, а их действия – как что-то значимое. Система «свой-чужой» не срабатывает.
Как почти в каждом триллере, есть в романе моменты, которым я не верю. Это как в ужастиках, когда персонажи темной ночью в одиночку выходят убедиться, что ужасное им не померещилось. Видимо, без этого не направишь сюжет по нужному пути. Зато герои достоверные. И серая мышь-невротик Аня, и умная надломленная Наташа, и добрый бесталанный Пашка, и старушки, и все. Диалоги, как из жизни.
А случайно ли название, автор предоставил выбирать читателю.
Папа, а если мы убьём всех плохих людей, останутся только хорошие? Нет, сынок, останутся только убийцы.
Искала цитаты и нашла книгу в отрытом доступе здесь.