Найти тему
Павел Рябчиков

О мотивации ученика, или Зачем это всё надо репетитору?

Да и надо ли? Комментарии к статье про "недостаток мотивации" натолкнули на несколько мыслей. Напомню, что я не претендую на истину в последней инстанции, а весь мой опыт - надо сказать, вполне рядовой - сам я рассматриваю сквозь призму собственного несовершенства, которое прекрасно и отчётливо осознаю. Так что, дорогие читатели, в отличие от статей по психофизиологии, где я даю конкретные рецепты, этот поток сознания не надо считать руководством к действию 😉

Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор раздаёт советы направо и налево, а сам в это время пьёт чай из литровой кружки и конфеты лопает, как не в себя", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор раздаёт советы направо и налево, а сам в это время пьёт чай из литровой кружки и конфеты лопает, как не в себя", стиль: 4k

О мотивации потенциального ученика нужно выяснить максимально при знакомстве. Понятно, что в разном возрасте мотивация будет разной - это от типа ведущей деятельности зависит и от зрелости личности. Да, о зрелости мы можем говорить применительно к любому возрасту - "застрять" на каком-то этапе человек может всегда. Соответственно, мотивация должна соответствовать актуальному возрасту ученика. Для чего ребёнку учиться? Для чего овладевать новыми знаниями? Учёба имеет смысл только тогда, когда у ученика есть интерес или цель достичь чего-то такого, что ему недоступно сейчас. Однако достижение достижению рознь.

Был у меня семиклассник, который очень-очень хотел повыпендриваться перед одноклассниками - как он сайты умеет делать, игры, намекнуть туманно всем, что летом его на работу в Яндекс - Сбер - Центробанк - Росатом - Тайное мировое правительство берут, только и ждут, пока он седьмой класс закончит... Работать мальчик не хотел, он хотел, чтобы я ему свои мозги в голову вложил как-нибудь. Когда я ему (давно это было, я наивен был слишком) начал показывать, с чего нужно начинать, он мне сказал - не, мне это неинтересно покажите, как свой "Майнкрафт" сделать. И тут на меня снизошло. Я включил пареньку демонстрацию в реальном времени того, как работает робот-уборщик, который был дипломным проектом моих студентов, показал две тысячи строк кода, который был далеко не идеален, но прокомментирован, и спросил: ты сможешь хоть что-нибудь вот в ЭТОМ понять? Ты думаешь, что "Майнкрафт" или "Танки" проще устроены, что их тринадцатилетние несмышлёныши вроде тебя делают? Это, мальчик, серьёзная работа. И её делают либо за деньги - БОЛЬШИЕ деньги! -, либо для того, чтобы изменить жизнь достаточно большого количества людей. А ты, говорю, хочешь просто похвастаться, как новым айфоном, про который все забудут через два дня, потому что им такие же купят. И перед кем похвастаться-то? Даже не перед девчонками - и правильно, они на смех поднимут, да и всё, и будут правы. Перед такими же несмышлёнышами. Ты думаешь, мне вообще хочется хоть секунду своего времени потратить на это? Мой-то интерес в этом какой? Мальчик заткнулся и продолжил осваивать премудрости школьной информатики.

Непрофессионально, да? Я должен был ему открыть новый мир, рассказать о великом призвании человека, которое состоит в том, чтобы сделать этот мир лучше? А он понял бы? Он привык все свои хотелки удовлетворять одним кликом, оплачивая их маминой кредиткой. Он не разовьётся больше. Вообще. Что бы кто ни делал. Пока не прочувствует на себе, что такое боль настоящих потерь и осознание собственной никчёмности. Это вряд ли случится с ним в ближайшие десятилетия.

Если честно, он так и не подрос мозгами за то время, что мы с ним работали. В конце учебного года, когда мама его расточала мне комплименты, говорила, как мальчик меня уважает и ценит... Я ей сказал, что мне скучно с ним, вы мне платите за то, чтобы я учил его информатике и программированию, чтобы оценки в школе с троек до четвёрок хотя бы подросли (вообще-то, иногда и пятёрки проскальзывали даже) - а мне приходится тратить время на то, чтобы отучить его выделываться да про подвиги его слушать, как он в чате опять кому-то лапшу вешает на уши. Надоело.

И всё по одной простой причине. Я не думаю о СВОЁМ призвании, профессионализме и прочих миссиях и Высоком Звании Учителя - я деньги зарабатываю.
Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор сидит на куче денег", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор сидит на куче денег", стиль: 4k

Дальше идём. Я много раз уже поднимал вопрос о том, должен ли учитель, преподаватель, репетитор работать над повышением мотивации ученика, если родители с этим не справляются и, более того, хотят от репетитора каких-то чудес - чтобы ребёнок вдруг ррраз - и захотел учиться. Я всё время спрашиваю - а для чего вам нужно, чтобы ребёнок полюбил мой предмет? Может, он уже что-то другое любит? Родители обычно отмахиваются - да он кроме как играть на компьютере и аниме смотреть ничем не интересуется!

Позвольте, а кто купил ему компьютер? Кто Интернет оплачивает? Для чего это всё делается?

Если ребёнок привык получать блага и удовольствия только по праву рождения - фиг вы его переучите. Ему и так отличненько.

Вы попробуйте любимое чадо чего-нибудь лишить. Причём всерьёз. За то, что провалил экзамен, например. Причём без эмоций, а логично объяснив причину лишения. Ах, да, в плохой оценке же только учитель виноват... Не научил, ай-яй-яй!

Ещё бывает, когда истерический ученик начинает рассказывать про то, что как он устал, как ему хочется всё это бросить, как он не видит смысла в том, что делает... Редко, но бывает. Я набираю телефон кого-либо из родителей в этот момент и пересказываю им душевные излияния мятущейся души их чада. Отлично работает. Или оному чаду говорю - а давай бросим. Вот прямо сейчас. Позвони при мне родителям, телефон на громкую связь, чтобы я слышал, и скажи - я нафиг бросаю всё, вы меня достали своими занятиями и репетиторами, я хочу жить так, как я хочу. Ну? Я жду. Мне тоже не доставляет ни малейшего удовольствия сопли тебе утирать. Я с удовольствием потрачу это время на занятия с кем-то другим.

Отлично работает. Да, я не стесняюсь в выражениях. И мне всё равно, что там за переживания. Если ребёнку настолько плохо, что он действительно не может заниматься - это видно. И с такими детьми я иначе разговариваю. А с теми, кто пытается манипулировать, как они привыкли делать это со школьными учителями и родителями - прекрасно работают маргинальные методы. В итоге родители чаще всего благодарят. Как Ницше сказал: падающего - толкни. Не авторитет для меня, но мысль интересная, помогает самоуважение сохранять.

Отличный способ мотивировать - это доверительное общение. Большинство детей адекватно реагируют на поздравления с праздниками, на неподдельный интерес к их жизни, поэтому стоит создавать разные точки соприкосновения. У меня был всего один ученик, который никак не желал идти на контакт, предпочитая общаться только в контексте урока. Небольшая потеря. К тому же, его и мотивировать не надо было.

Помните о том, что мотивация - это не только ваше дело. Как и в целом процесс обучения. Ученик должен работать. Родители должны прислушиваться, контролировать ребёнка и принимать ваши рекомендации. А репетитору стоит почаще вспоминать, для чего он своим делом занимается. То есть, о своей мотивации думать. Мы хотим, чтобы наши ученики улучшили свои показатели, сдали экзамены, поступили? Хотим. Мы хотим этого больше, чем заработать себе на достойную жизнь? Если да, то нужно брать больше часов в школе. Или заняться вплотную волонтёрством. В этом нет ничего предосудительного, это, наоборот, замечательно.

Я не мучаюсь угрызениями совести от того, что слабые ученики не оправдывают надежд родителей. Они их в любом случае не оправдают. Другое дело, что я всегда предупреждаю о том, что чудес не бывает. Если родители соглашаются с этим - работаем. Не соглашаются - забываем о существовании друг друга.

И в этом нет ничего плохого.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков