Между поселками и научными станциями на Шпицбергене нет постоянных дорог или каких-то проторенных тропок. Зимой здесь люди передвигаются на снегоходах, а летом между населенными пунктами связь возможна только морским путем. На квадроциклах ездить по тундре нельзя, поскольку тонкий слой подтаявшей вечной мерзлоты, на котором появляется уникальная местная растительность, может быть легко разрушен.
С конца весны до осени в Баренцбург, который находится в 60 км от Лонгйира, ходит «Полярная девушка» (Polargirl) - норвежское судно 1962 года, рассчитанное на 90 человек и вполне комфортабельное. Однако отдавать 2150 норвежских крон (19 000 рублей) за 60 км пути?
Мы же все вопросы передвижения по архипелагу и проживания решили еще в Санкт-Петербурге с Клубом юных полярников, участники которого в это же время ехали туда по своим делам. Клуб действует под патронажем центра арктического туризма «Грумант».
Нас встретил гид этого центра Кирилл и выдал специальные костюмы Hansen из неопрена и нейлона, в которых даже в холодном океане можно продержаться двое суток. Он проинструктировал нас о правилах поведения на воде, и мы отправились в Баренцбург на лодке «Ротан».
Норвежцы в основном используют лодки Zodiac и PolarCirkel с жестким корпусом из хлоропренового каучука, однако материалу из ПВХ на «Ротане» также не страшны низкие температуры, порезы и истирания. И норвежцы, и наши используют моторы Yamaha. Живучесть лодки обеспечивается независимостью отсеков, а за счет надувной конструкции лодка упруго отыгрывает на волне, обеспечивая лучшую, нежели у лодок Zodiac, мореходность. Наш гид с тремя туристами и грузом (рюкзаки, палатки) спокойно выходил на глиссирование. В дальнейшем мы убедились, что «Ротан» - идеальный вариант для круизов по архипелагу и высадки на берег в самых разных местах этой ледниковой местности.
Есть еще, правда, у норвежцев Kvitbjørn - «Белый медведь» в переводе с норвежского. Это катер на 12 человек с гибридным дизель-электрическим двигателем Volvo. Электрического режима хватает на 5 часов, что дает возможность в бесшумном режиме заходить во фьорды и видеть дикую природу с близкого расстояния.
Путь к Баренцбургу проходит вдоль живописных берегов Исфьорда, где нам встретились белухи.
Сам же поселок находится на берегу Зеленой гавани (Гренфьорда) на земле Норденшельда, названной в честь шведско-финского геолога и исследователя Арктики Нильса Адольфа Эрика Норденшельда.
Баренцбург является вторым по величине населенным пунктом на Шпицбергене после Лонгйира. Здесь расположена шахта компании «Арктикуголь» и вся необходимая инфраструктура.
Нас, по предварительной договоренности, поселили в помещении центра арктического туризма «Грумант». На этаже с множеством комнат мы были одни, да и вообще - для Арктики условия шикарные.
Только вот выставлять пакет с продуктами вечером за окно не стоило: утром мы увидели только своих «нахлебников».
Остановится здесь можно в хостеле «Помор» за 7000 рублей (двухместный номер).
Раньше это было общежитие для работников шахты, а сейчас интерьеры хостела оформлены в соответствии с культурой полярных промысловиков с использованием материалов из сосны и плавника, собранного на берегу, а также предметов быта из Карелии и Архангельской области, откуда поморы и ходили на промысел в Арктику.
За проживание в двухместном номере отеля «Баренцбург» надо будет отдать уже 14 000 рублей.
Здесь на каждом этаже есть место для сушки одежды и обуви, что важно в условиях местного климата, а на первом этаже - сауна, где можно погреться после длительных прогулок по окрестностям.
Кушать мы ходили в местную столовую.
Для питания и покупки продуктов нам выдали специальные карточки, которыми пользуются все жители поселка.
Но сейчас проблем с общепитом в поселке нет: в том же отеле «Баренцбург» на первом этаже находятся ресторан «Рейпсбург» и бар «Красин». Рейпсбургом назывался первый голландский шахтерский поселок на Шпицбергене. Он был основан в 1920 году, но уже через год в связи с проблемами транспортировки добываемого там угля шахтеры переехали на другое месторождение - в Баренцбург. Туда же перевезли и все оборудование, а в начале 1930-х годов Баренцбург был куплен трестом «Арктикуголь». А само название поселению было дано в честь голландского моряка Яна Корнелиса Рейпа, бывшего капитаном одного из двух кораблей экспедиции Виллема Баренца для открытия северо-восточного прохода к Ост-Индии. Основу меню ресторана составляет северная рыба – треска, зубатка и арктический голец, летом эта рыба подается по принципу: утром улов, вечером – на стол.
В баре «Красин» все «простенько и сердито»: интерьер стилизован под каюты знаменитого ледокола, на стенах развешены фотографии из истории ледокольного флота на Шпицбергене, а в барной карте представлены различные виды аквавита на травах и специях, а также классические «северные» коктейли со специфичными названиями - «Белый медведь» (шампанское с коньяком), «Бурый медведь» (коньяк с шампанским) и «Северное сияние» (водка с шампанским).
Еще один бар, пивной, расположен около хостела, в здании бывшего банно-прачечного комплекса. Теперь здесь находится пивоварня «Красный медведь» и бар-ресторан при ней с одноименным названием.
После множества, начиная с Тромсе, самых северных пивоварней в мире эта – действительно «самая». Здесь, как и в Лонгйире, уникальным ингредиентом приготовления пенного напитка является ледниковая вода. Ресторан оформлен в арктическом стиле с развешанными по стенам лыжами, капотами снегоходов, сетями и веслами. Кроме пива, здесь можно отведать местные домашние настойки и коктейль «78 широта» заявленной в названии крепости.
Но не алкоголем единым жив человек, а в качестве «духовной пищи» Баренцбург предлагает много интересного. В первую очередь, это Музейно-выставочный центр и Арктическая художественная галерея в здании бывшего Генерального консульства СССР.
На 1-ом этаже проходят художественные выставки, а на 2-ом размещена историческая экспозиция, которую можно назвать доказательной базой первенства русских поморов в открытии и освоении архипелага.
Часть предметов коллекции перенесена сюда из музея «Помор», который мы посещали еще до открытия Центра и галереи.
Там наглядно представлена полярная фауна, а также более 300 различных минералов и окаменелостей в составе геологической экспозиции.
Продолжением поморской темы в истории Шпицбергена являются реконструированные становая изба и приметный крест.
На время зимовки поморские артели строили такие большие станы с сенями, складом и баней, а место своего становища обозначали крестом.
В 1996 году в Баренцбурге возвели небольшую часовню в память о погибших пассажирах и членах экипажа самолета Ту-154, потерпевшего крушение при заходе на посадку в аэропорт Лонгйира.
Еще в Баренцбурге находится отделение Королевской почты Норвегии с нашими сотрудниками. Почту из Лонгйира сюда доставляют теми же способами, что и туристов – либо на снегоходах зимой, либо по морю летом, а также всесезонно – на вертолетах. Дизайн интерьера почты выполнен с ориентацией на почтовые станции начала 20 века в Норвегии.
Кроме обычных почтовых функций, это отделение предлагает для туристов возможность отправить своим родным или друзьям открытку с видами Шпицбергена со штемпелем 78-ого градуса северной широты.
Не так давно в Баренцбурге появилось уникальное предложение для туристов, не имеющее аналогов нигде в мире, - посещение действующего угольного рудника. Вход в шахту находится прямо в офисе треста «Арктиуголь». И в этом есть своя символика, отображающая общую шпицбергенскую тенденцию – угледобыча сходит на нет, а туризм имеет большие перспективы развития.
В настоящее время, правда, Совет по туризму Шпицбергена (Visit Svalbard) не рекомендует посещать российский Баренцбург и покупать какие-либо услуги у российского туроператора (Центр арктического туризма «Грумант»), входящего в состав государственного треста «Арктикуголь». Однако не все местные жители поддерживают эту инициативу, а туристов к тому же больше привлекают наши экскурсии, нежели аналогичные норвежские, из-за более низких цен.
Следующая цель нашего маршрута – поселок «Пирамида». Мы летим туда на вертолете с Клубом юных полярников, но вообще «Арктикуголь» планирует организацию регулярного сообщения Баренцбурга с Пирамидой и Лонгйиром на лодках. Это будет шпицбергенский вариант общественного транспорта здесь – с определенными маршрутами и фиксированным расписанием. Проект так и называется - «Лодкабус».
Вертолетная площадка Баренцбурга расположена в нескольких километрах от поселка на полуострове Heerodden.
Ожидание вертолета в безлюдном «вертолетопорту».
Затем посадка в Ми-8, и вот мы двигаемся в сторону Пирамиды.