Найти тему

К.Льдов о Николае Рерихе


Кремни

Как взволновал меня глубоко
Живой язык твоих кремней!
Во тьму веков смотрело око:
В ней брезжил бог; и пело в ней.

Цветя искусством украшений,
Пленял людей свободный быт...
О, нет, не идол этот гений
И не навеки позабыт!

Ты огранил кремни любовью;
Провидец, дух ты в них обрёл:
В них - человек с горячей кровью
И человеческий глагол!

Как близки мне твои виденья,
Когда ты вдаль влечёшь меня –
И брызжут искры вдохновенья
Из оживлённого кремня.

К. Льдов (Посвящается Николаю Константиновичу Рериху)
13 февраля 1908 г. С. Петербург
Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/928, 1 л.
_____________________________
22 июня 1908 г.

Константин Николаевич Льдов
Константин Николаевич Льдов

К. Льдов
Н.К. РЕРИХ

Один из наиболее своеобразных современных русских и, вместе с тем европейских художников, Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в С.-Петербурге. Окончив курс в гимназии Мая, он в 1893 году поступил на юридический факультет С.-Петербургского Университета и одновременно в Академию художеств. Одновременно же Н.К. Рерих окончил курс как в Университете, так и в Академии, где работал в мастерской проф. Куинджи. В 1900 г. в Париже Н.К. пользовался указаниями известного художника Кормона; затем посетил Голландию и Италию. На конкурсной академической выставке 1897 г. обратила на себя общее внимание картина "Гонец", тогда же приобретённая покойным Третьяковым для его московской галереи - это было одно из последних приобретений знаменитого коллекционера. Затем Н.К. Рерих участвовал на Весенней академической выставке; с 1902 г. - на выставках "Мира искусства", затем, по прекращении их, в "Союзе русских художников". По возвращении из-за границы он выставил на ежегодной академической выставке картины "Зловещие" и "Заморские гости", приобретённые для Царскосельского дворца.

В 1903 году Н.К. предпринял путешествие по России для написания художественных памятников русской старины. Плодом этой поездки явились семьдесят пять замечательных этюдов масляными красками, которые были выставлены в "Обществе поощрения художеств" в С.-Петербурге. Судьба этих картин оказалась плачевной: они будут проданы с аукциона в Нью-Йорке в пользу кредиторов пресловутого Грюнвальда, которому вся коллекция "Русских памятников" была доверена для устройства выставки в Америке. В том же 1903 году в "Современном искусстве" князем С.А. Щербатовым и В.В. фон Мекком была устроена отдельная выставка произведений Н.К. Рериха, на которой было собрано до двухсот других картин и этюдов поражающего своим творчеством художника. После этого, по приглашению чешского кружка "Манес", в Праге была организована также отдельная выставка Н.К. Рериха, на которой удалось сгруппировать до 120 его произведений. Такая же и с таким же исключительным успехом отдельная выставка состоялась в Вене (1905 г.); частичные выставки упрочили известность художника в Берлине, Дюссельдорфе, Милане и Венеции. В Милане жюри присудило Н.К. Рериху почётный диплом - награду, считающуюся выше золотой медали. В Париже, на осеннем салоне в 1906 г. в числе других пятнадцати русских художников Н.К. был избран членом сосьетэром осеннего "Салона". В декабре 1906 г. на устроенной в Париже княгиней М.К. Тенишевой "Выставке современного русского искусства" даровитый художник принял въедающееся участие: выставку украсили 130 произведений Н.К. Рериха. Превосходная по исполнению и оригинальная по замыслу картина его "Человек со скребком" (каменного века) была приобретена французским правительством для Люксембургского музея; тогда же Н.К. Рерих был избран членом Национальной Академии в Реймсе. На днях открылась новая грандиозная выставка его картин в Лондоне. В московской Третьяковской галерее, кроме упомянутой выше картины "Гонец", хранится превосходная композиция Н.К. "Город строят"; в петербургском музее Императора Александра Ш-го - картина "Зловещие". Множество картин кисти Н.К. украшает коллекции е.и.в. великой княгини Ольги Александровны, княгини М.К. Тенишевой, князя С.А. Щербатова, В.В. фон Мекка, С.С. Боткина, Н.П. Перцова и пр. Н.К. Рерих не перестаёт проявлять и литературную деятельность, которую начал ещё в 4-м классе гимназии; сотрудничал он в "Мире искусства", "Золотом руне", "Весах", "L"art decoratif", чешском журнале "Moderny revue", газетах "Русь", "Слово" и мн. др., принимал ближайшее участие в ценном художественном издании "Талашкино". Не менее замечательна и археологическая деятельность Н.К. Рериха: ещё состоя учеником гимназии, он занимался археологическими раскопками по поручению Археологического общества и Археологической комиссии, для которых составил ряд рефератов. Членом-сотрудником Археологического общества Н.К. был избран ранее окончания курса в Университете. С 1898 по 1900 гг. он читал, увлекательные по яркости изложения и горячей любви к предмету, лекции в Археологическом институте и тогда же был приглашён покойным Д. Григоровичем на пост помощника директора музея "Общества поощрения художеств". При такой кипучей художественной деятельности Н.К. Рерих успел ещё выполнить ряд оригинальных работ для мозаик. Кроме того, в минувшем апреле, дирекция парижского театра "Opera comique" поставила оперу "Снегурочка", для которой Н.К. Рерих исполнил эскизы декораций; к сожалению, они были выполнены не автором, а французскими декораторами.

Одного перечня работ Н.К. Рериха достаточно, чтобы дать представление о необычайной разносторонности его дарований. Но больше всего поражает в столь молодом ещё художнике неисчерпаемость его творческих замыслов. Первобытная русская древность нашла в нём вдохновенного истолкователя, создавшего совершенно новый жанр искусства, опирающегося на глубокое археологическое исследование. В образах Н.К. Рериха древний русский обиход воскрес с почти сказочною живостью воссоздания. Ещё удивительнее картины отдалённого "каменного века": в мнимом "дикаре" поэт-художник угадал, полюбил и уяснил свободное, прекрасное и одарённое бессознательным эстетическим чувством существо, таившее в себе зародыши великой культуры. Ни предшественников, ни последователей у Н.К. Рериха не было и нет: он с начала до конца остаётся самобытным, чуждым какого-то ни было, хотя бы собственного, шаблона. С этой точки зрения, в нём больше, чем в ком-либо из современных русских художников, заметны черты прирождённой "гениальности", - если понимать это слово в смысле новизны творческих замыслов и приёмов.

Приводя ряд снимков с превосходных работ, находящихся в студии Н.К. Рериха, мы радуемся возможности приобщить к ним "Обращение к камню", принадлежащее перу даровитого художника. Оно отражает глубокую любовь к "каменному периоду", от которого до нас дошли лишь кремни; чудесную коллекцию их собрал, так сказать, собственноручно, Н.К. Рерих, угадавший в красоте камня - красоту человека.

Огонёк. 1908. 22 июня/5 июля. № 25.

Цит. по: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204010156.phtml?p_ident=ltext_0204010156.p_2407112044