Однажды я посмотрел документалку про Русский Север. Мне очень понравилось, с тех пор я мечтаю посетить Арктику.
Есть в арктическом поясе такой замечательный город Воркута. Севернее Воркуты в России из крупных городов только Мурманск и Североморск, где находятся важные северные порты, Апатиты с одноименным ценным ресурсом и Норильск, где расположен ГМК Норникель. Холоднее - только Якутск.
Ни в одном из этих северных городов я не был, но было бы интересно посмотреть. К сожалению, путешествия по дальним уголкам России из-за цен, транспортной доступности и отсутствия туристической инфраструктуры для обычного человека - это квест на грани невозможного, особенно до недавнего принятия закона о субсидировании перелетов - хоть что-то начали делать в этом направлении.
Парадокс, но в туристическом плане самая большая страна в мире все еще практически недоступна для обычных россиян. Даже банальную поездку на Байкал я уже лет 10, как обещаю жене. Непомерно дорого.
Так вот, население Воркуты быстро росло с момента основания до 1980-х годов. В 1989 году, на момент распада Союза, в городе и пригородах проживало около 216 тысяч человек (по данным Википедии). Однако в нынешней России население города начало резко сокращаться. В 2023 году в Воркуте и окрестностях проживает менее 70 тысяч человек.
Что же случилось с Воркутой?
Чтобы понять, почему Воркута умирает, нужно вернуться во времена, когда она росла и развивалась.
Как добывался уголь
Насколько я помню, Воркута была основана, когда советские геологи нашли залежи угля посреди вечной мерзлоты. И кому-то наверху пришла в голову "светлая" идея:
"А зачем строить временное поселение вахтовиков для добычи полезных ископаемых, если можно построить город-тюрьму с бесплатным рабским трудом, из которого физически нет выхода, кроме как вперед ногами?"
Было это в 1936 году. Какое замечательное, удачное совпадение! Тут как раз под рукой скопилось столько предателей - нужно с ними что-то делать... Так пусть потрудятся на благо Родины в шахтах в вечной мерзлоте!
Поскольку в СССР человек был расходным материалом, можно было просто десятками тысяч завозить людей на голый клочок промерзшей земли посреди тысяч километров ледяной пустыни - и всем было норм. Зэки ведь, че им будет?
После зэков, вроде как, стали уже в поселок, состоящий из бараков из сугробов, завозить комсомольцев: кого-то заманив северными надбавками и льготами, а кого-то, наверное, по распределению. Я не историк - врать не буду, читайте достоверные исторические источники, я могу ошибаться в исторических деталях, поскольку просто показываю общую динамику прироста населения города.
Когда-то здесь была жизнь, было движение и даже, может быть, процветание. Но, увы, теперь город медленно погружается в деградацию. Давайте поговорим о причинах этого несчастья.
Упадок
Когда-то Воркута была относительно процветающим городом - еще бы, столько миллионов человеко-часов рабского труда советских людей в нее вложено! Но сейчас, как по мановению волшебной палочки, всё изменилось. Когда закрыли местные угольные шахты, главный источник благополучия жителей, начались проблемы. Сократили рабочие места, безработица стала непосильным бременем для многих.
Почему так случилось? Ответ прост. Государство сосредоточило свое внимание на других регионах, где добывают металлы, нефть и газ (Сургут, Тюмень, Норильск и т.д).
Уголь - не очень дорогой, не очень экологичный природный ресурс, поэтому Воркута была позабыта, она стала лишь тенью самой себя.
Экономические стимулы продолжать жить в городе были утеряны. Когда уголь (в сочетании с рабским трудом местных работяг) уже не приносит государству огромных доходов, инвестиции в развитие отрасли
(и моногорода) прекратились.
Это же просто ресурс! Люди. А вы что, про уголь подумали?
Были времена, когда люди съезжались в Воркуту со всех уголков СССР за длинным рублем. Город был привлекателен благодаря процветающей промышленности и живописным окрестностям. Но сейчас северные туристические ресурсы просто не используются. Никто не хочет вкладывать средства в развитие туризма, жители потеряли работу и надежду на будущее.
Воркута - единственный город в России, где можно купить квартиру на одну месячную зарплату. Потому что эти квартиры даром никому не нужны. Там абсолютно ничего нет: ни работы, ни досуга. Есть только отчаяние и гигантские счета за отопление.
Надо понимать, что при таком отношении к людям, судьбу Воркуты, возможно, повторит и Норильск, как только местные запасы никеля и драгметаллов истощатся и содержать такой огромный город в Заполярье станет невыгодно. Людей просто бросят на произвол судьбы без работы и средств к существованию, как уже бросили жителей Воркуты. Это большие моногорода в агрессивной внешней среде, они заведомо нежизнеспособны.
Да ты на США посмотри! Мировая практика!
Ситуация не уникальна для России. В Америке есть целый "Ржавый пояс" - несколько штатов вокруг Великих Озер представляют собой упадок и разруху, венец которой - Детройт, Мичиган - некогда автомобильная столица страны.
Миллионы американцев потеряли работу и вынуждены были мигрировать внутри страны после массового переноса американских производств тяжелой промышленности в Китай.
Но Великие Озера - вполне приятное и комфортное место само по себе. Там можно жить, нужны только новые рабочие места, которые со временем восстанавливаются. А еще в США есть весьма мощная система поддержки безработных в виде веллфэр и фудстэмпов.
Никто в истории человечества не строил такие большие города в заведомо непригодных для проживания человека регионах, кроме СССР, ОАЭ и Саудовской Аравии. Интересно, что же общего у этих стран? Ах да, нефть и стремление ее извлекать любой ценой.
Арктическая ипотека
Так вот. Светлые идеи государевых мужей никуда не делись. Теперь придумали деньги из наших налогов собирать в бюджет, чтобы... ВНИМАНИЕ...
субсидировать из бюджета банкам выдачу льготной арктической ипотеки под 2% молодым семьям.
Еще раз: предполагается из наших налогов платить деньги банкирам, чтобы те зарабатывали сверхприбыли, а наших сограждан стимулировать плодиться и размножаться в моногородах типа Воркуты в вечной мерзлоте, где нет работы, досуга, транспорта и перспектив.
Каким образом эти гениальные идеи приходят чиновникам в головы?
Смотрите, вы федеральный чиновник. Вы сидите в теплом офисе в центре Москвы в кожаном импортозамещенном (наверное) кресле.
Поступил доклад из аналитического ведомства: люди не видят у себя в городах перспектив и едут кто куда: кто - на заработки в столицу, а кто - уже навсегда за границу.
У вас перед глазами карта России с плотностью населения. Вы видите, что за Уралом дела обстоят так себе, на Дальнем Востоке - швах, а на Крайнем Севере вообще почти никто не живет на миллионах квадратных километров.
И вы начинаете рассуждать примерно следующим образом:
"Непорядок! Людишки не хотят селиться равномерно в самой большой стране мира. Такими темпами неприятель чего-нибудь у нас завтра оттяпает, а там нефть и газ, там денежные потоки. Недопустимо! Надо что-то делать!"
Поскольку в сегодняшней России, в отличие от СССР, не получается пока что принудительно перемещать граждан десятками тысяч в непригодные для проживания регионы без инфраструктуры, приходится высасывать из пальца экономические стимулы в виде федеральных программ.
Но раз федеральная программа по расселению упорно не желающих размножаться в стесненных условиях молодых пар в Арктику все равно нужна, то почему бы не заработать на ней правильным банкирам? Приятное с полезным, однако.
"Два процента ипотеку им дали в Воркуте! Не ценят! Вы представляете: не ценят! Едут рожать в Аргентину! Там же близко к Южному полюсу и холод собачий, географию в школе что-ли не учили?"
- подумает тот самый чиновник спустя несколько лет, когда станет очевидно, что его гениальный план провалился.
А разгадка, почему российский управленец рассуждает такими паттернами, проста: в России человек - это ресурс, новая нефть, юнит. Юнитов можно сгруппировать по определенному признаку (молодая семья), обвести мышкой, и одном кликом отправить строить зиккурат куда-нибудь за Полярный круг. У юнитов нет чувств, они должны двигаться по направлению, указанному мышью.
В заключение хочу напомнить, что автомобильной дороги до Петропавловска-Камчатского через четверть территории России до сих пор не существует. Это все, что нужно знать о перспективах льготной арктической ипотеки.