В этой статье мы поговорим о роли донских казаков в работорговле на Северном Кавказе опираясь на труды известного историка профессора ЮФУ Дмитрия Сеня, который известен объективными работами в отношении истории Северного Кавказа и казаков Турции.
Итак 17 - 18 век. Северный Кавказ это зона набеговой экономики. Т.е. кража скота и захват в плен людей обычное дело. Этим занимаются все, в том числе и донские казаки. И скорее всего в первую очередь поскольку работорговля в Войске (в данном случае это синоним государство) была основным и единственным видом заработка. "Отпуски" из Московского царства в виде, пушек, ядер, пороха, ружей, холста и сукна были платой за лояльность и по факту носили форму дани, которую Москва платила казакам, а те в свою очередь не всегда были ей верны. Войско не имело никаких иных источников дохода, не было ни ремёсел способных работать на "экспорт" ни сельского хозяйства, распашка земли была запрещена самим Войском точнее его высшим органом власти Кругом (Курлутаем). Потому единственный и весьма большой доход Войско получало от работорговли.
Работорговцами были все - Донские казаки, черкесы и ногайцы, турки-османы из Азова (Азака), торговые армяне и татары — подданные Гиреев и Османов, общение которых на протяжении длительного времени определялось не только конфликтами. Внеконфронтационные отношения составляли неотъемлемую часть жизни указанных и других сообществ в условиях пограничья. Ведь фронтиры еще больше, чем границы, по аналогии с высказыванием А. Рибера, «склонны быть... пористыми, нежели непроницаемыми» [Рибер 2004: 199]. торговля «ясырем», включала такую систему, как «окуп» (выкуп), хорошо знакомая она и донским казакам, и туркам-османам, и ногайцам, и другим народам Северного Кавказа. Дело в том, что «окупные» операции были рассчитаны на получение торговцами людьми материальной выгоды. Потому ясырь (пленников) не калечили, а берегли. То же самое касалось и женщин если только они не выходили замуж и таким образом их "девство" прекращалось на законных основаниях.
«Одной из важнейших статей доходов Донских казаков в XVII в. была торговля „ясырем" — пленниками-мусульманами, захватывавшимися казаками во время походов с Дона на соседние земли» [Куц 2001: 50].
Тем же, по отношению к Донским казакам и к другим подданным московских царей, активно занимались ногайцы, активно включенные в набеговую систему Крымского ханства. При этом часть полоняников оставалась в домашнем рабстве у ногайцев, на что указывают слова, что, пленник полоняник «работал черную работу». Вместе с тем, обе стороны активно практиковали отдачу полоняников на так называемый «окуп» (выкуп), который мог осуществляться в разных формах, знакомых не только владельцам, но и самим "ясырям". Одной из причин по которой стала нарастать враждебность между Донским войском и Москвой стало занятие российскими войсками Азова в 1696 году, поле чего торговля ясырём и "размены" сильно осложнились. В июне 1699 года на Дон была прислана царская грамота, по которой казакам запрещалось без указов государя или грамот из Посольского приказа «напрямую вести дела о размене пленными или имуществом с ногайцами и кубанцами. Теперь атаман и все Войско были обязаны „бить челом" царю, ставя его в известность о своих намерениях в этом вопросе, и ждать на то его указаний». Но еще 23 октября 1699 года Кубек-ага прислал с Кубани в Черкасск «по прежним их обыкностям...людей своих, Кичи Махметя с товарыщи для прежних их полоняничных розменов и окупов, которые меж ними за руками отпускиваны полоняники, что о том между собою и росправа учинит».
В сентябре 1699 года из османской Керчи в Азов прибыла группа торговых людей в составе 55 «турчан» и армян, напрасно просивших пропустить их «водяным и сухим путем» в Черкасск для торговли. В мае 1701-го в Азов приехали «для торгового промыслу» около 20 торговых татар на семи арбах, захвативших с собой на выкуп русскую полонянку. Торговых людей с Кубани насчитывалось в другом случае 55 чел., при которых находились два русских полоняника.
В разменных операциях с христианами были задействованы торговые армяне из Крыма, в том числе сами державшие людей в домашнем рабстве. Одного такого человека, принадлежавшего армянину Карабину (?) из Кафы, торговцы привезли в Азов летом 1701 года, предполагая разменять его на турченина Делибекеря. Заметной фигурой в жизни местного пограничья являлся другой армянин — Минас Семенов (Симонов), активно курсировавший между Кубанью и Азовом. В сентябре 1699-го он привез с Кубани в Азов воеводе С. И. Салтыкову не только четырех Донских казаков, плененных ногайцами, но также два письма от находившегося на Кубани калги-султана Шахбаз-Гирея. Его видели под Азовом вместе с работником-армянином и с двумя ногайцами, приезжавшим «для торгу с товары в Азов и ездили они для продажи и покупки товаров в Черкаской». Предприимчивый М. Семенов интересовался не только «красным товаром», но и возможностью заработать на выкупных операциях. В конце 18 в. к числу участников, активно задействованных в местной работорговле, добавились казаки-старообрядцы, новые подданные крымских ханов. Именно они были выходцами с Дона, что позволяет исследовать вопрос о преемственности подобных практик с предыдущим опытом Донского казачества. Специфика ситуации состояла в том, что кубанские казаки-христиане (старообрядцы) регулярно захватывали в плен других христиан — российских подданных. Это, впрочем, не помешало первым кубанским казакам включиться в местный процесс торговли ясырем, что тоже можно отнести к числу их традиционных занятий. В 1696 году еще одна крупная партия Кубанских казаков (османские староверы) напала на астраханских стрельцов на Каспийском море, захватив часть людей в плен. В 1697 году «человек с полтораста» Кубанских казаков-ахреян и черкесов напали неподалеку от Астрахани на работников рыбного «насада» и частью их полонили.Донские казаки, сообщая в 1693 году о выступлении Кубека-аги с казаками-ахреянами и с ногайскими мурзами к Волге на рыбные ватаги, указывали на связь такого события с успешной для «воинских людей и росколщиков» "прежней добычей". «Рабовладение у Кубанских (бывших донских) казаков было нормой. Для продажи ясыря к ним ехали отовсюду — и кубанские татары, и ногайские, и кумыцкие... Но „окреане" и продавали рабов — тем же кочевникам., армянским купцам, а может быть, и туркам». О. Г. Усенко привел данные о 4-летнем пребывании в неволе у Кубанских казаков И. Алексеева, бежавшего в Азов летом 1702 году и ранее купленного в Копыле казаком Ф. Боярченком у кубанского татарина Аммета. солдат В. Переносов рассказывал в 1702 году, что, будучи пленен кумыками, он был отвезен своим «хозяином» Уразаем на Кубань и отдан «на выкуп городка Копыла казаку Емельяну Иванову за тритцать за пять рублев». Кубанский татарин Алабердей запросил слишком много за полоняника И. Труневского (переданного ему казаком-ахреяном Е. Киселевым), что в числе прочих обстоятельств сорвало сделку в Азове в 1701 году. Упоминавшийся выше С. Тимофеев хотел в 1701 году взять 100 руб. «окупу» за полонянку Анну или, как он повелел посредникам — торговым татарам, вернуть ее из Азова назад на Кубань. Плен, рабство и выкуп отражали многие стороны жизни на южном пограничье, активно развивавшиеся местными сообществами до появления здесь так называемых «линейных границ». Работорговля долгое время относилась к традиционным занятиям местного полиэтничного населения, активно взаимодействовавшего друг с другом.
А вот данные по захваченным пленным в Османской империи во время походов на неё донских казаков. Это было ранее лишения Донского войска самостоятельности. «В 1650 году близ Царьгорода взято 150 человек «ясырю», в 1653 году в Крыму и Анатолии – около 600 человек, в 1655 году в Тамани – 100 человек, в 1657 году около Гезлева (Евпатория) – 600 человек, 1659 году в Керче, Булыклее, Керчи и Анатолии – 200 человек».
Атаман Пётр Краснов в «Исторических очерках Дона» перечисляет отрасли, в которых были задействованы ясыри. Пленники ковали казакам оружие, стерегли лошадей, вытёсывали лодки, строили избы и военные укрепления. С началом распашки земель Дона часть ясырей была обращена в крепостных. Женщин часто брали в жёны и настолько часто, что когда Войско отказало царю Алексею Михайловичу в поголовном "крестоцеловнии" т.е. присяге, то обосновало это тем, что у большинства казаков "матери турчанки и татарки". Приток турецкой, татарской и кавказской крови определил многие антропологические и культурные особенности низовых казаков. Если казак уже был женат, его жена могла взять рабыню в качестве домашней прислуги, помощницы по хозяйству. Даже в XIX веке служанки и горничные в Новочеркасске по традиции назывались «ясырками». Само рабовладение на Дону было прекращено к концу 18 века, но и в 19 веке в домашнем хозяйстве используются не только пленные французы но и поляки и другие народы в том, числе приведённые из Османской империи.