Всё-таки собрался на юбилейный Фатьяновский праздник... Не помню, когда впервые приезжал сюда, в Вязники над Клязьмой, по зову Льва Ошанина с гитарой и первыми строчками о Фатьянове. Но запомнилось, как 30 лет назад, летом 1993 года приехал со съемочной группой "Русского дома" и начал телевизионную. публицистическую и поэтическую летопись праздника. Да, есть секрет бессмертия фатьяновских песен.
В дороге на родину Фатьянова говорили в медленном автобусе с коллегами о тайне настоящей Песни, о великом и уже неповторимом достижении – массовой советской песне, унаследовавшей и продвинувшей всё лучшее, что было в мелодике и образности русского фольклора (Мокроусов и Соловьёв-Седой), еврейского фольклора (Блантер и Фельцман), мировой эстрады, американизированной песни (Дунаевский) и создавшей немеркнущие шедевры не только в песенной поэзии, но и в выразительной музыке. Это же сегодня – почти нет. Например, есть такой якобы певец и «композитор» - рекламщик Дмитрий Маликов, которого все знают в лицо, но он не сочинил НИ ОДНОЙ песни, сколько бы альбомов ни выпустил. Просто – ни ОДНОЙ мелодии с крылатыми словами.
Один московский поэт заметил: может, период такой был, как выдаётся урожайный год, а Вера Кобзарь с многострадальный Белгородчины добавила: «Ну, и подъем духа был: победа в такой войне!». Но я возразил: песни и после сочинялись замечательные: Островский, Фрадкин, Петров, из национальных – Паулс или Лученок. Нет, была культурная политика государства, было музыкальное и песенное образование, ещё – художественный строгий отбор и великий кинематограф. Ведь многие песни из фильмов улетали в народ. Или помню, как в программе «С добрым утром» прозвучали «Журавли» Гамзатова-Френкеля, и друг с одного раза запомнил, наиграл мне на гитаре.Это же – Всего перечисленного – в условиях дикого рынка и духовного обнищания – почти не осталось.
И потом – песни в нужном формате, даже бездарные, даже примитивный рэп – навязываются по медийным законом и технологиями: повторы, раскрутки, вдалбливания чего угодно – вроде на слуху, в мельтешении. А что там?
Как говоитт Познер: «Я могу сделать узнаваемым лошадиный зад, если показывать его всё время по телевизору». Ну, узнаваемым, как сам лысый Познер - а дальше что? Что этот зад несёт, кроме навоза. Вот Познера – любимца Эрнста -перестали показывать по Первому и что? От него что-нибудь умное и прозорливое осталось? У кого-то есть тоска по его пустой псевдоаналитике в виде бесчисленных интервью на одну колодку? Даже дорогущие программы-путешествия – не повторяют!
А с песней – тем более так, будь она трижды медийно-концертным товаром! Ни образа страны, ни души русского человека в нынешних песня – днём с огнём не сыщешь. И значит, всё туфта!
Род Фатьяновых – из старинной иконописной Мстёры, что рядом с Вязниками.
МСТЕРА
Здесь детей синеют взоры,
Здесь озёра, как слеза.
Из Мещёры он, из Мстёры,
Где писали образа.
В этих песнях - боль и гордость,
Отголоски старины.
В них Фатьянов создал образ
Нашей песенной страны.