жанр: трэш-метал
главные композиции: Ride The Lightning, For Whom The Bell Tolls, Fade To Black, Creeping Death, The Call Of Ktulu
Второй альбом Металлики, который в целом одним словом "трэш-метал" вообще не совсем правильно характеризовать. Потому что именно здесь появилась та Металлика, которую мы все знаем и знает весь мир: по тяжести, по скорости, по внезапной мелодичности, по резким сменам ритмов, по первым знаменитым "хэйя" ещё молоденького Джеймса Хэтфилда, по чрезмерно высокоинтеллектуальным для хэви-метала текстам, и вообще по своей сути! Одна из первых групп, игравшая на андеграундном дебютном альбоме 83 года первый в истории брутальный основополагающий металлический жанр - трэш-метал, - Металлика здесь внезапно предстала пока ещё не совсем широкому кругу слушателей как группа, которая не стала останавливаться на одной трэш-метал-скорости и яростных риффах, а показала огромный разнообразный музыкальный мир, который можно создать в рамках хэви-метала. Фактически ходы из классической музыки в рамках трэш-металлического звучания сразу сделали Металлику неординарной группой своего времени, а этот альбом - чистой и пока ещё не испорченной коммерческими выгодами или "метал-мачизмом" новаторской работой в рамках брутального жанра музыки. Именно поэтому это лучший альбом Металлики для меня, который поднял шлагбаум и дал зелёный свет прорыву всего брутального металла.
Конечно же это во многом случилось благодаря Клиффу Бёртону - не просто бас-гитаристу Металлики, а человеку, который привнёс в музыку группы настоящее искусство. Одарённый талантливый музыкант с шести лет самоучкой занимался на фортепиано, а с 13 лет поклялся стать самым лучшим бас-гитаристом (в связи с тем, что от аневризмы головного мозга умер его брат, который был первоклассным басистом). И он не просто им стал: в день он посвящал два часа занятия на фортепиано и учёбе музыкальной композиции, а на басу занимался по шесть часов день, даже когда он присоединился к Metallica и когда группа прославилась. Присоединившись к группе прямо перед записью дебютного альбома, Клифф был простым исполнителем на работе, ставшей "технически" первой полноценной работой в жанре трэш-метала. На втором же альбоме Бёртон полноценно включился в процесс создания песен.
Во-первых, басист познакомил музыкантов группы с азами музыкальной гармонии и созданием настоящих мелодий. Сам Бёртон на тот момент был вдохновлён, самое интересное, четырьмя совершенно разношёрстными исполнителями: легендами прог-рока Британии Yes, английской же певицей Кейт Буш, едва появившимися на "свет" американцами R.E.M. и первопроходцами в хоррор-панк-роке и хардкор-панке Misfits. В чём-то грамотно скомпилированные лучшие качества этих четырёх исполнителей Бёртон и внедрил в звучание Металлики. На репетицию он приносил маленькую акустическую гитару и создавал интересные мелодии перебором, а то и вспоминал уже придуманные им до прихода в Металлику. Его профессиональная манера игры на бас-гитаре во многом отталкивалась от игры перебором на акустической гитаре. Его влияние как композитора стало решающим на повышение уровня мастерства всей группы.
Клифф просто принёс ту самую акустику на репетицию - и родился, к примеру, вступительный проигрыш к Fight Fire With Fire. Но, помимо музыкального образования, Бёртон был ещё и необычайно начитан и интеллектуально образован для своих 22 лет на момент записи альбома. Фактически все мелодические структуры песен на альбоме за исключением пары - это изначально заслуга совмещения его музыкального дара и начитанности.
Заглавный "ядрёный" трек Ride The Lightning начинается с двойной соло-гитары, которую Металлика активно внедрили в своё творчество, само собой, не без влияния новой волны британского хэви-метала, в котором этот принцип культивировали такие знаменитости, как Judas Priest и Iron Maiden. Одна из двух песен на альбоме из остатков наследия Дэйва Мастейна, приложившего руку к её созданию. Да, того самого, первого харизматичного лидер-гитариста Металлики, который мог бы стать чуть ли не фронтменом и лидером группы... а по факту перегнул палку с личными амбициями, наркотой и алкоголем... и был изгнан из коллектива. Но создал впоследствии свой успешный коллектив Megadeth.
Суть песни перекликается и с обложкой, и с общей концепцией: в тексте Хэтфилда критикуется смертная казнь, собственно на обложке это и отображается - электрический стул. Само же название песни, равно как и всему альбому, придумал гитарист Кирк Хэммет, позаимствовавший его из романа Стивена Кинга "Противостояние".
For Whom The Bell Tolls - названная по роману Хемингуэя "По ком звонит колокол", который очень любил Клифф Бёртон, в ней отображается в тексте часть романа. А вступительный рифф стал самым известным с альбома... Не гитарным! А именно бас-гитарным! И уж который я лично в свой топ-5 лучших бас-гитарных риффов бы точно включил (надо бы составить такой TOP...). Бёртон придумал этот рифф ещё до присоединения к Металлике. А в самой песне он наложил на него сверху дисторшн и "квакушку" (эффект "wah-wah"). Песня получилась совсем не трэш-металлической со своим медленным ритмом. Но здесь во всей красе фирменная сформировавшаяся манера "хрипатого вокала" Джеймса Хэтфилда и одна из лучших мелодий в творчестве группы! Это официально МОЯ самая любимая песня Металлики!
Fade To Black - первая шедевральная баллада от Металлики, само собой, не без влияния Клиффа Бёртона, научившего по сути музыкантов создавать такие мелодии, которая сходу задала высокую планку всем подобным последующим лирическим песням группы, которые по своей сложной и эпической структуре переходят от спокойных мелодических проигрышей до эмоционального металлического забоя. Конечно, в то время поклонники группы восприняли негативно такую песню от команды, которая задала старт, в общем-то, совершенно противоположному жанру и совершенно не вписывалась в концепции трэш-метала. Но Metallica будто зрели в будущее, которого им оставалось только дождаться и доказать значимость всех своих разработок. Это официально МОЯ вторая самая любимая песня Металлики!
Trapped Under Ice и Escape - единственные песни без участия авторства Бёртона. Что и ощущается: песни полностью основаны на классической термоядерности и скорости полностью в соответствии с жанром.
Creeping Death - ещё один "высокоинтеллектуальный трэш-метал", богатый с точки зрения построения мелодии и гитарных аранжировок. Композиция посвящена библейской тематике, а именно десяти казням египетским (и вновь пронизывающий весь альбом лейтмотив смертельных наказаний). Текст песни Хэтфилд написал под впечатлением от культового ретро-фильма, эпического почти четырёхчасового "Десять заповодей", который, само собой показал группе Клифф Бёртон, хорошо разбиравшийся не только в теории музыкальной композиции, литературе, но и в классическом кино.
The Call Of Ktulu. Сия инструменталка, которая также во многом заслуга Клиффа Бёртона, является большим парадоксом: на трэш-метал-альбоме инструментальная композиция! Говорят, что её записали, потому что не хватало песен для альбома. Или потому что Джеймс Хэтфилд испытывал трудности с написанием текста. Это песня-конструктор. Изначально мелодия была придумана Дэйвом Мастейном. Впоследствии мелодию услышал Бёртон и переделал её концепцию, в частности именно он ассоциировал её с Ктулху, поскольку был большим поклонником творчества Г.Ф. Лавкрафта. Причём, настолько, что испугался, что название песни вызовет того самого Ктулху из-под земли, а потому в названии исказил имя Chtulhu на Ktulu. Вступительный гитарный пассаж к песне придумал уже нынешний лидер-гитарист Кирк Хэммет.
Надо сказать, что этот альбом - ярчайший пример того, как группа, которая смогла задать себе высокую планку в плане теории, смогла найти в себе силы и повысить свой практический уровень, чтобы просто смочь создать такой материал. Помимо того, что Клифф Бёртон существенно обогатил остальных участников в музыкально-композиционном и интеллектуальном уровне, каждый из остальных троих стал только на этом альбоме настоящим профессионалом.
Джеймс Хэтфилд до этого альбома умел фактически только рычать. Сложность придуманных песен чуть ли не заставила группу искать отдельного певца, так как у Хэтфилда сначала не получалось совмещать сложные партии ритм-гитары и вокал. На роль фронтмена фактически был утверждён Джон Буш из группы Armored Saint. По иронии судьбы Буш отказался от участия, поскольку не видел в группе Metallica с такой музыкой никакого будущего. А Хэтфилд просто взял себя в руки и к записи альбома существенно вырос как вокалист и сформировал свой уникальный хрипло-мелодичный стиль пения, что станет одной из фишек группы, потому что их коллеги по цеху трэш-метала в те времена в основном только рычали и хрипели.
Ларс Ульрих к моменту записи альбома, можно сказать, вообще толком не умел играть на барабанах такие ритмы - у него вообще оказалась большая проблема с чувством ритма. Пришедший на альбом продюсер Флемминг Расмуссен, работавший до этого не с кем-то, а с самими Rainbow на альбома "Difficult To Cure", увидел несколько низкий уровень музыкантов, но рассмотрев в группе перспективы, взялся непосредственно за Ларса Ульриха, наняв ему профессиональных преподавателей, существенно подтянувших ему уровень игры. Помогло Ульриху то, что записывали альбом в его родных пенатах - в Дании, в Копенгагене. Непосредственно свои партии Ларс записывал в отдельном помещении под руководством компетентных профессионалов.
Кирк Хэммет, по сути пришедший в группу прямо к записи предыдущего альбома, равно как и Клифф Бёртон, до этого момента просто "пилил". Участие в авторстве песен раскрыло невероятный талант Хэммета, который стал не просто существенно развиваться как соло-гитарист в техническом смысле, но и придумывать невероятно сложные и красивые вступительные проигрыши, а фактически каждое его соло стало уже не просто "пилёжем", а узнаваемым и содержащим в себе определённую интересную мелодию.
Такое рвение к совершенству прямо во время записи альбома должно было привести к тому, что следующий альбом парни уже запишут командой с высочайшим уровнем во всех смыслах, а потому следующая работа станет решающей и поворотной не только в истории Metallica, но и вообще во всём мире хэви-метала. А трагическая гибель Клиффа Бёртона в 86 году ещё больше даст понять, насколько существенную роль сыграл он в формировании "империи" Metallica.
Другие статьи про Metallica и Megadeth:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.