Найти тему

1986 год. Metallica vs Bon Jovi. Когда хэви-метал окончательно разделился на два лагеря

Оглавление
Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Конечно же истинные любители тру-металла возмутятся: какой такой Бон Джови металл! Но, подождите, пожалуйста, с эмоциями. Я постараюсь дать взгляд со стороны компромиссный и с точки зрения эволюции и истории. Как это смотрится сейчас. И сделаю это как раз в день выхода альбома Bon Jovi "Slipery When Wet" - 18 августа 1986 года.

Едва лишь классический хэви-метал официально "утвердился" с наступлением 80-х и вырвался в коммерческую популярность во главе с британскими группами нового поколения (Judas Priest, Iron Maiden, Saxon, Def Leppard и пр.), в США фактически сразу же начались эксперименты вокруг этого жанра в двух направлениях. Во-первых, в рамках формировавшегося общего звучания коммерческой поп-музыки, которой сильно помогало продвижение на недавно возникшем канале MTV, продюсеры тут же взяли на вооружение "тяжёлый" саунд: на экранах и сценах стали появляться как старые бывшие хард-рокеры, так и новые тяжёлые группы с приятным и мелодичным звучанием. Из "стариков" зачастую британцы. В такую музыку подались, яркие примеры, с 1983 года из старых англичан Whitesnake, а из молодых - Def Leppard, стрельнув альбомом "Pyromania".

В то же время в ответ на "коммерциализацию" металла в верхних кругах и превращение его в "эмтивишный поп-метал", как его примерно называли ненавистники, в андеграунде США зрела ярость совершенно противоположного толка: под влиянием ушедших в подполье агрессивных панк-рок-жанров типа хардкор-панка, а также всевозможных его ответвлений типа хоррор-панка в тех же подвалах сразу же параллельно появлялись первые трэш-метал-, дэс-метал-, блэк-метал-группы. Агония брутальных стилистик металла рвалась наружу, чтобы "восстановить справедливость". Но коммерчески популярными такие жанры никак не могли быть, само собой, они набирали популярность постепенно через узкие круги...

Пока не случилась кульминация в 1986 году. Чётко два альбома фактически "возглавили" два этих лагеря. Третья работа Металлики "Master Of Puppets" совершила невероятный коммерческий прорыв для всего "тру-металла", будто объединив под своим "флагом" всё "движение справедливости" за правду и свободу истинного металла, который окончательно вышел из узких нонконформистских кругов наверх, в широкие массы. В то время как в коммерческом и находящемся в верхних эшелонах металле появился альбом, утвердивший формулу успеха хэви-метала среди массовой публики, фактически под флагом Bon Jovi и их альбома "Slippery When Wet" в музыке официально утвердился жанр глэм-метала. Теперь поподробнее про каждый.

Metallica "Master Of Puppets"

Источник: iphones.ru
Источник: iphones.ru

жанр: трэш-метал

главные композиции: Battery, Master Of Puppets, Leper Messiah, Orion

Первый "платиновый" альбом в истории брутального металла. К моменту записи этого альбома Metallica была полностью подготовлена. Если на предыдущем альбоме 84 года (к слову, моём любимом), под влиянием самого главного профессионала - басиста Клиффа Бёртона - остальные музыканты оттачивали своё мастерство сразу же во время записи высококачественного материала, то на этом альбоме они уже чётко сразу знали, что делать. Ларс Ульрих оттачивал мастерство за ударными, а Кирк Хэммет брал уроки гитары у Джо Сатриани.

Именно потому альбом стал самым настоящим флагманом движения трэш-метала и сделал этот жанр по сути "королевским" среди всего нонконформистского тяжёлого рока того времени. В общем-то, альбом сделал жанр коммерчески успешным - теперь уже сложно будет называть эти два "лагеря" металлистов "коммерческим металлом" и "некоммерческим". Они оба были коммерческими.

Группа понятия не имела, что альбом возымеет такое влияние. Просто парни пересилили себя для начала в двух вещах: перестали бухать во время записи и полностью отвергли навязываемые продюсерами использование синтезаторов, которые были у тех же Bon Jovi, за которые взялись и Iron Maiden с Judas Priest. Они просто сели и ещё больше усовершенствовали свою музыку. Если на предыдущем альбоме группа расширила границы самими же и придуманного трэш-метала, то здесь они его возвели в абсолют.

Альбом начинает эталонная трэш-метал-агрессия в Battery, буквально не давая прийти в себя слушателю - на самом деле ощущается, будто команда под эту песню взяла флаг и пошла на баррикады (собственно название песни так и переводится - "Дивизия"). Заглавная тема Master Of Puppets в принципе считается чуть ли не самой эталонной песней в истории трэш-метала. Начиная с того, что её рифф постоянно является одной из самых популярных "тренировок" для гитаристов, кто играет в металлических группах. Композиция является самой длительной на пластинке и одной из самых продолжительных во всей дискографии коллектива. В тексте композиции группа поднимает проблему наркотической зависимости (от которой ранее страдал гитарист Кирк Хэмметт), впрочем лирику можно интерпретировать и как относящуюся не только непосредственно к наркотикам, но и к любым формам зависимости, подчинения и манипуляции. «Master of Puppets» была самой любимой песней Клиффа Бёртона, при выпуске альбома он на это указывал.

Лиричность группы на альбоме существенно "омрачилась" в таких темах, как The Thing That Should Not Be или же Welcome Home (Sanitarium), отличительными чертами которых стали немного угрожающие вступительные гитарные проигрыши. В первой песне текст отсылается к произведениям Г.Ф. Лавкрафта, которого очень любил Клифф Бёртон, который продолжал оказывать на коллектив наибольшее вляние в плане каких-то идей: не только музыкальных, технических, но и в плане тематик песен. А во второй - отсыл к произведению "Пролетая над гнездом кукушки".

Классика яростного трэша в таких классических вещах, как Disposable Heroes и Leper Messiah. Здесь некий протест чувствуется не только в самой музыке, но и также в текстах: в первой - антивоенной направленности, а во второй - осуждающей телеевангелистов, ставших в 80-х очень популярными.

Препоследний трэк с альбома Orion - показатель совершенствования группы с музыкально-технической и композиционной точки зрения. Свою развивающуюся мелодично-балладную составляющую на этом альбоме группа немного отодвинула на задний план ради таких композиций: здесь получился настоящий 8-минутный металлический инструментальный эпик со сложной структурой. Это один из апогеев влияния Клиффа Бёртона на музыку группы. Фактически вся песня была построена на его музыкальной идее и аранжировке, а на свою бас-гитару он наложил столько эффектов, что получилось звучание симфонического оркестра.

Финальная трэш-долбёжка Damage, Inc. изначально построена так же на басовом риффе Бёртона, на создание которого его вдохновила одна из хоральных прелюдий Баха. Хэтфилд упоминал, что на гитарный рифф его вдохновляла музыка Deep Purple.

Альбом остался в истории настоящим "флагманским". А его популярности добавила самая главная и самая страшная трагедия в истории группы: именно во время тура по этому альбому погиб непосредственно "флагман" группы - виртуозный бас-гитарист, талантливый композитор и аранжировщик, а также человек с необычайно широким кругозором во всех сферах искусства, включая литературу и кино - Клифф Бёртон. После его смерти команде пришлось очень нелегко взять себя в руки и продолжить свою воистину эпическую историю, фундамент которой по сути и заложил Клифф...

Другие статьи про Metallica:

Лучшие концерты в моей жизни. 38 место. Metallica. 18.07.08
История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта11 апреля 2023

Bon Jovi "Slippery When Wet"

Источник: vk.com
Источник: vk.com

жанр: глэм-метал, поп-метал

главные композиции: You Give Love A Bad Name, Livin' On A Prayer, Wanted Dead Or Alive, Never Say Goodbye, Wild In The Streets

Альбом провёл 8 недель на 1-м месте хит-парада Billboard и является самой коммерчески успешной записью в истории команды, а также одной из самых продаваемых в мире. “Slippery When Wet” стал во главе второго условного "метал-лагеря", который имел главную цель донести тяжёлую музыку до любого слушателя: то есть, делая жанр хэви-метала более удобоваримым и приемлемым для ушей приверженцев самых разных жанров и, самое главное, молодого поколения. Конечно же приверженцы тру-металла считали такие группы как Bon Jovi больше коммерческой поп-музыкой, нежели тяжёлым роком.

Так или иначе, Bon Jovi, выпустив умеренно популярные первые два альбома, продолжали начатую с начала 80-х в американском хэви-метале тенденцию к смягчению саунда и добились создания качественного продукта, ознаменовавшего массовую популяризацию глэм-метала, одного из главных господствовавших жанров коммерчески успешной американской тяжёлой музыки на протяжении всей второй половины 80-х.

Чтобы на выходе получился альбом, соответствовавший всем поставленным целям, музыканты даже наняли профессионального автора песен Дезмонда Чайлда для помощи в создании актуальных для молодёжи композиций. А после их написания группа специально отыграла их перед нью-йоркскими тинейджерами для окончательного понимания.

Результат превзошёл все ожидания: используя хэви-металлическую основу, музыканты разукрасили альбом мягкими запоминающимися поп-мелодиями с небольшой долей кантри-проигрышей, пластинка стала популярна среди самых различных поколений, не только среди молодёжи. Она стрельнула сразу несколькими хит-синглами, два из которых («You Give Love A Bad Name» и «Livin' On A Prayer») достигали первых строчек чартов и до сих пор являются одними из самых популярных песен группы. А балладой Never Say Goodbye Бон Джови фактически заложили основы музыки к молодёжным мелодрамам/сериалам/ромкомам.

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.