Найти в Дзене

Новый Иерусалим.

Новый Иерусалим - это место обязано своим появлением Патриарху Никону. В XVII веке, после того ,как на Руси увидели привезенный деревянный макет храма Гроба Господня ( который считался невероятной ценностью) возникла идея создать своего рода «икону на местности». Воскресенский монастырь на реке Истре задумывался как средство запечатлеть почти недосягаемую для русского человека семнадцатого века Святую Землю. Подобной «иконой» должен был стать не только сам монастырь, но и окрестности. Близлежащие холмы получили названия Елеонского и Фаворского, населенные пункты вокруг также получили евангельские названия. Но если в Израиле от Иерусалима до горы Фавор нужно проехать 147 километров, то в Подмосковье до Фаворского холма достаточно пройти всего полтора. Бьющий у стен монастыря родник  символизирует Силоамскую купель - место, неоднократно упоминающееся в Священном Писании. У стен монастыря обустроили  также собственный сад, названный Гефсиманией. 

Строить монастырь начали в 1656 году по личному распоряжению Патриарха Никона. Он хотел сделать его будущей резиденцией Патриархов. Однако, Ново-Иерусалимский монастырь ждала в итоге непростая судьба. Стремясь улучшить церковную жизнь,Патриарх Никон действовал слишком резко и  даже жестоко. Результатом этого стал церковный раскол. Сам Никон попал в опалу к царю и был отстранен от Патриаршества решением Большого Московского Собора. Довести до конца идею Нового Иерусалима он так и не успел, хотя строительство обители продолжалось и после его низложения.

Скит Патриарха Никона.
Скит Патриарха Никона.

Для себя Патриарх Никон возвел скит на границе Гефсиманского сада - величественный снаружи, он очень скромен внутри. Себе Никон отвел небольшую келью, здесь же был «рабочий кабинет», помещения келейников и домовый храм Богоявления. В скиту Никон жил несколько лет, когда после размолвки с царем удалился в Новый Иерусалим из Москвы.

Помимо своей необычной символики монастырь интересен еще и уникальным архитектурным стилем. Московское барокко - это очень короткий период в истории русского искусства. К моменту возведения обители монастыри уже перестали выполнять функции военных крепостей, Новый Иерусалим никогда не выдерживал вражеских осад. Но знаменитый архитектор Яков Бухвостов сделал все в строгом соответствии с военной наукой, превратив монастырь в укрепленный объект. Каждая башня на стене имеет свое название, отсылающее к Иерусалиму: Дамасская, Сионская, Гефсиманская и так далее. Сегодня часть стены открыта для посетителей. 

-3

Центр всей обители, копия Храма Гроба Господня, одной из важнейших христианских святынь. Чтобы повторить его уникальную архитектуру, собор составили из четырех частей: центральный крестово-купольный храм ,ротонда вокруг Гроба Господня, подземная церковь Константина и Елены, а также колокольня. 

Ротонда изнутри.
Ротонда изнутри.

Традиционно таких ротонд в храмовой архитектуре не бывает, но в Храме Гроба Господня у нее особая функция - она возведена непосредственно над тем местом, где был погребен Спаситель.

Кувуклия
Кувуклия

Небольшая часовня- кувуклия- расположенная в центре ротонды на месте Гроба Господня,  в Новом Иерусалиме достаточно близко повторяет оригинал. У входа в Храм Гроба Господня находится каменная плита, на которую Христос был положен сразу после снятия с Креста. В Новом Иерусалиме также воссоздали ее копию. Как и в самом Иерусалиме, в Воскресенском соборе есть отдельный храм, в который нужно подниматься по лестнице. Расположен он на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа. Подземная церковь Константина и Елены примыкает к храму Воскресения. В Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале, в Подмосковье ее окружили рвом, чтобы избежать проблем с сыростью. В XX веке, в годы войны, монастырь был практически разрушен - варварская попытка уничтожить его стала отдельным пунктом обвинения на Нюрнбергском трибунале.

-6

Семиярусная колокольня с часами и пятнадцатью колоколами была полностью снесена и восстановлена только в 2010-х годах.

Долгие годы Новый Иерусалим сохранялся трудами энтузиастов и сотрудников организованного здесь музея. Осуществить его реставрацию удалось только в XXI веке.  

-7

Журнал «Фома» номер 5, статья «Новый-Иерусалим» Алексея Соколова, Москва 2019 год.