Ахтунг, ближе к концу статьи у вас может начаться жжение пониже спины. Будьте готовы, я вас предупредил".
«Штурмовики нужны фронту как воздух, как хлеб», так сказал Иосиф Сталин в 1941 году. Это точно описывает один из самых эффективных самолетов, поставленных советской авиационной промышленностью во время Второй мировой войны.
Ил-2 был настоящим «летающим танком», зарекомендовавшим себя как один из лучших штурмовиков всего конфликта. Было выпущено более 36 000 самолетов в различных модификациях, в том числе около 35 000 во время Второй мировой войны. Все три завода производили 1200 Ил-2 в месяц. Вместе с Ил-10 общее количество самолётов составляло около 42 330 экземпляров.
Особенно в двухместном варианте Ил-2 был очень похож на британский Fairey Battle. Оба самолета были одинаковыми по форме, размерам и общим характеристикам. Но в то время как маломощный и плохо вооруженный Fairey Battle Королевских ВВС был смертельной мышеловкой, Ильюшин был построен в самом большом количестве в истории военной авиации.
Карьера “штурмовика”, как стали называть Ил-2 и его прямых преемников, продолжалась даже после Второй мировой войны. Лицензия на производство преемника - Ил-10, была продана государствам-партнёрам СССР Венгрии, Румынии, Китаю, Северной Корее, Албании, Чехословакии, Болгарии и ГДР. Они также использовались северокорейскими лётчиками.
Разработка штурмовика началась в 1938 году, как ответ на требрование правительства создать моноплан, способный нести бомбы и ракеты для поражения наземных целей. Такие же требования предъявлялись и к Павлу Сухову, построившему довольно посредственный Су-2 - прямой соперник будущего Ил-2.
Первый штурмовик появился весной 1939 года под обозначением ЦКБ-55. Летные испытания не были выдающимися, так как двигатель был недостаточно мощным. Сама же продольная устойчивость самолета оставляла желать лучшего. Владимир Коккинаки проводивший летные испытания прототипа заключил, что самолёт был маломощный. Проблему решили с третьим по счёту прототипом, совершившего первый полет в октябре 1940 года, После этого Ил-2 был принят на вооружение и сразу же пошел в серийное производство.
Наиболее отличительной чертой Ил-2 было то, что вся передняя часть самолета, от двигателя до кабины, была защищена единой броневой оболочкой. Это решение обеспечило максимальную защиту двигателя, основных частей и экипажа. Конструкция также была значительно легче, чем традиционная обработка бронелистами. Даже обшивка прототипа — БШ-2 — состояла исключительно из стальных листов весом более 700 кг, что составляло около 15 процентов от общего веса.
Толщина стальной брони Ил-2 варьировалась в среднем от 4-8 мм до 13 мм в задней части фюзеляжа. Он также имел дюралюминиевую броню толщиной 5 мм на обращенных вверх поверхностях. Устанавливалось лобовое стекло толщиной 65 мм.
Корпус был обычной конструкции, сначала из дерева, а затем из металла.
Ил-2 в Великой Отечественной войне.
Проворный, невероятно прочный и обладающий мощнейшим лобовым вооружением, советский штурмовик не был легкой добычей даже для немецких летчиков-истребителей Люфтваффе. Наибольшую головную боль представляли двухместные Ил-2, имевшие бортового стрелка.
Первые штурмовики поступили на вооружение летом 1941 года и, как сообщается, оказались чрезвычайно эффективными против танков противника. Одноместный Ил-2 имел большой запас топлива и тяжелое вооружение, в состав которого впервые вошли эффективные ракеты класса «воздух-поверхность». Однако по мере появления на поле боя более совершенных типов немецких танков возникла необходимость в улучшении наступательного и оборонительного вооружения Ил-2.
Таким образом, в июле 1942 г. появился Ил-2М3 с более мощным двигателем АМ-38Ф, улучшенным вооружением, состоящим из двух 23-мм пулеметов и нескольких пулеметов ШКАС, и второго члена экипажа, управлявшего задним орудием.
Этот вариант стал самым массовым, и Ил-2М3 принимал участие во всех крупных операциях на Восточном фронте и, как утверждается, особенно отличился во время Курской битвы летом 1943 года, когда штурмовики атаковали крупные немецкие танковые соединения.
Ил-2 днем и ночью действовали над Восточным фронтом парами на малой высоте или группами по десять машин на высоте 300 метров в сопровождении истребителей. С новыми орудиями и специальными бомбами они сражались с тяжелобронированными PzKpfw V Panther и PzKpfw VI Tiger. Говорят, что ни один другой самолет не оказал такого серьезного влияния на наземный бой.
Ил-10 - преемник.
С учетом опыта эксплуатации Ильюшина Ил-2 было принято решение о разработке нового штурмовика с учетом различных модификаций и усовершенствований.
Прототип, разработанный Сергеем Ильюшиным, был готов летом 1944 года. Хотя самолет внешне был похож на своего предшественника, но были внесены значительные изменения в силовую установку, шасси, вооружение и несущую поверхность.
В качестве СУ устанавливался Микулин АМ-42 мощностью 2000 л., Вооружение заменили тремя 20-мм пушками, увеличили толщину и объем брони.
Результаты испытательных полетов оказались настолько ошеломляющими, что с октября 1944 года самолет сразу же был запущен в серию. С февраля 1945 г. Ил-10 несли службу на фронте, а к концу войны получили широкое распространение наряду с Ил-2.
Ил-10 оставался в производстве после Второй мировой войны и оставался на дежурстве в различных ВВС стран Варшавского договора до 1950-х годов, а также использовался во время Корейской войны.
Эффективность Ил-2 во время Курской битвы
Согласно послевоенной советской литературе и западным работам, в которых он упоминается, Ильюшин Ил-2 был «самым успешным» штурмовиком Второй мировой войны.
Однако, если «успешный» измеряется тем, какой самолет уничтожил больше всего вражеской техники, т. е. включая танки, корабли, орудия, транспортные средства, бункеры, полевые позиции и т. д.,то по отношению к его огромному количеству и потерям, то скорее немецкий Ju 87 Stuka, безусловно, является самым удачным штурмовиком во всех возможных компоновках.
Я не говорю о каких-то технических нюансах штурмовика. На деле это был отличный и чрезвычайно эффективный и живучий самолет, но сухие факты, к сожалению не делают его лучшим в своём классе.
Во-первых, в советских источниках утверждается, что 7 июля 1943 года 70 танков немецкой 9-й танковой дивизии были уничтожены за 20 минут в результате авианалёта Ил-2.
Однако к моменту начала боя 1 июля в 9-й танковой дивизии имелся только один танковый батальон (II./PzReg 33) с 83 танками и штурмовыми орудиями всех типов. Кроме того, 9-я танковая дивизия не сообщала о каких-либо подобных потерях в результате всевозможных воздушных налетов во время боя, и дивизия оставалась в постоянных боевых действиях в течение трех месяцев после «разрушительного воздушного налета», при этом большая часть ее первоначального бронетанкового состава все еще находилась на ходу и могла стрелять .
Архивные данные ВВС СССР утверждают, что в ходе Курской битвы за два часа штурмовики уничтожили не менее 270 танков и 2000 солдат 3-й немецкой танковой дивизии.
Однако 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии на 1 июля имел всего 90 танков; Так что на 180 меньше заявленного числа уничтоженных.
11 июля 1943 года, через несколько дней после окончания наступления немцев под Курском, 3-я танковая дивизия доложила, что в ее боеспособном состоянии остается 41 танк. 3-я танковая дивизия продолжала вести бои до июля. Дивизия также не сообщала об исключительно больших потерях в результате воздушных налетов за этот период. Как и в случае с другими немецкими бронетанковыми дивизиями, основная часть потерь пришлась на окопавшиеся советские противотанковые орудия и танки.
Есть и другие достаточно “туманные” статистические данные ВВС Красной армии состоит в том, что за четыре часа во время Курской битвы штурмовики Ил-2 уничтожили 240 танков 17-й танковой дивизии, фактически разгромив эту дивизию.
На 1 июля 1943 г. в составе 17-й танковой дивизии имелся только один танковый батальон (II./PzReg 39) общей численностью 67 танков. Это меньше, чем 173 человека, которые, по утверждениям СССР, были уничтожены во время авианалета.
17-я танковая дивизия находилась даже не в районе основных боевых действий под Курском, а южнее с 24 танковым корпусом 1-й танковой армии. 17-я танковая дивизия также не сообщила о каких-либо исключительных потерях в течение лета 1943 года и позже в том же году полностью отошла на запад в составе группы армий «Юг».
В общей сложности СССР вывел из строя 1612 танков и САУ и 323 полностью уничтожены в ходе операции под Курском, в основном советскими противотанковыми орудиями и танками.
Так где же сотни подбитых штурмовиками немецких танков?
Кроме того, трудно получить из первых рук отчеты немецких танкистов на Восточном фронте о более чем единичных потерях от прямых воздушных налетов. Большая часть потерь танков, около 95 процентов, приходится на противотанковые орудия, танки, мины, артиллерийские и пехотные атаки с близкого расстояния или оставлениее танков, которые оказались непригодными для использования (сбитые гусеницы, затопление, повреждённые катки, исчерпание боезапаса, топлива и т.д.)
Общие немецкие потери бронетехники на Восточном фронте с 1941 по 1945 годы составляют около 32 800 штук. Прямыми ударами с воздуха было уничтожено не более 7 процентов, что соответствует примерно 2300 немецких гусеничных машин. Некоторые из них также были уничтожены другими советскими штурмовиками, такими как Пе-2.
Кроме того, с 22 июня 1941 года — начала операции «Барбаросса» — до капитуляции Германии в мае 1945 года было полностью потеряно 23 600 штурмовиков Ил-2 и Ил-10.
Если говорить о прямом предназначении Ил-2 - то есть уничтожение бронетанковых войск, то на каждую немецкую бронемашину, уничтоженную в ходе воздушных налетов на Восточном фронте во время Второй мировой войны, приходилось более 10 штурмовиков.
Все эти данные взяты на основе:
- Воздушная война (Пикалькевич)
- Операция «Барбаросса»: полный организационный и статистический анализ и военное моделирование, тома I–IIIB (Найджел Аски)
- Энциклопедия оружия Второй мировой войны (Крис Бишоп)
- Боевые самолеты Второй мировой войны (Билл Ганстон)
- Техника и Использование истребителей от Первой мировой войны до наших дней (Иэн Парсонс)
- Большая книга воздушного боя (Ян Парсонс).
На случай если хотите поддержать канал копейкой или, возможно, заказать статью на канал, то воспользуйтесь ссылкой: https://yoomoney.ru/to/4100110112653826
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.