Инклюзивность — это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. Слово «инклюзия» происходит от латинского «Includo», что означает «включаю». Чаще всего инклюзивность предполагает включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.
В современном мире популяризируются дискуссии о расширении понятия инклюзивности. Так, инклюзивность может быть гендерной, то есть равно включающей женщин в социальные процессы, этнической, когда речь идет о расовом или этническом разнообразии и так далее. Главный принцип инклюзивной культуры — создание равного доступа к социальному процессу для всех инклюзивных классов, то есть групп людей, которые исторически оказались исключены из общественной жизни: по признакам пола, расы, состояния здоровья и так далее.
К примеру, инклюзивность предполагает социальный подход к инвалидности. При таком подходе человек с особенностями не маркируется как «проблема», а наоборот — общество несовершенно и создает барьеры для человека с ограниченными возможностями. Это делает понятие инклюзивности очень широким: оно касается и городской среды, к примеру, создания комфортного передвижения на инвалидной коляске; и образования, в случае обучения детей с особенностями в обычных школах; и рабочего пространства, и бизнеса, и многих других областей.
Разнообразие и инклюзия — важные тренды в бизнесе, помогающие компаниям увеличивать рост и покорять новые рынки. Инклюзивность — системный и широкий подход к организации рабочей жизни, который нельзя определить только количеством сотрудников с инвалидностью или другими представителями инклюзивных классов. Здесь важнее наличие инклюзивного климата, который создает равные условия для всех и исключает бытовую дискриминацию.
Инклюзия несет за собой не только социальные, но и экономические плюсы для бизнеса. К примеру, компании, в которых достигнуто этническое разнообразие, показывают на 35% более высокий результат, а гендерное равенство приносит компании успех на 15% больше, чем у конкурентов, не соблюдающих эти принципы.
Также доказана связь разнообразия и инклюзии с корпоративными инновациями и привлечением новой рыночной аудитории.
Люди с инвалидностью привносят с собой очень важную экспертизу для развития клиентского сервиса. Он позволяет учитывать разные аспекты доступности услуг для всех категорий клиентов, в том числе и для людей с разными ограничениями здоровья».
В 2019 году возникло глобальное движение The Valuable 500, объединившее крупнейшие компании со всего мира, которые включили инклюзию в свою стратегическую повестку.
В России немаловажную роль в построении инклюзивного бизнеса играют государственные инициативы и система квотирования. По данным Росстата в 2022 году в России проживает 3,5 миллиона людей с инвалидностью трудоспособного возраста, из них трудоустроены только 1,5 миллиона. Среди этих людей удовлетворены своей работой оказались 36%, когда как 51% оценили свою работу как «не вполне удовлетворительную».
Со стороны работодателей есть запрос на специалистов с инвалидностью и сегодня спрос превышает предложение. Но пока в компаниях нет понимания, как качественно отстроить интеграцию людей с ограничениями здоровья в рабочую среду.
Во многих компаниях организуются специальные тренинги для HR-менеджеров, а также создаются советы по инклюзивной среде. Не стоит думать, что внедрение инклюзии очень дорого, и поэтому доступно только крупным компаниям. Эксперт проекта Everland сообщила, что среди партнеров проекта есть много небольших организаций, которые работают с контент-специалистами, переводчиками, клиентскими менеджерами или дизайнерами с инвалидностью.
В России действует множество организаций, помогающих в трудоустройстве людям с ограничениями здоровья. Крупные компании в основном нанимают сотрудников с инвалидностью через них, но есть и прямые пути, например, на сайте Сбербанка можно фильтровать вакансии, подходящие для людей с инвалидностью. По словам представителей компании, сейчас в Сбербанке работает единственный незрячий сотрудник на всю банковскую отрасль России.
В 2019 году компания «Билайн» присоединилась к движению The Valuable 500, а в 2020-м запустила программу BeeInclusion — экосистему инклюзивных проектов, повышающих качество жизни людей с инвалидностью.
В сети гипермаркетов «Ашан» по всей России работают около 1 тыс. сотрудников с нарушениями слуха, программа работает с 2008-го года. Собеседование в компании адаптировано, при нем присутствует сурдопереводчик, а чтобы избежать недопонимания со стороны покупателей — на кассе стоит табличка «вас обслуживает слабослышащий сотрудник».
Инклюзивная культура не ограничивается доступом к образованию и рабочим местам. Ведь так же, как и люди без ограничений здоровья, представители инклюзивных классов живут в обществе. Команда ведущего вендингового оператора «Uvenco» придерживается равного подхода при работе со своими клиентами и партнёрами. Нам важно предоставить одинаково высокий уровень сервиса и учесть все возможные особенности и трудности. Уже более 16 лет мы работаем для вас! Подписывайтесь на наш канал и оставайтесь в курсе последних общественных и бизнес трендов.